Интернет Windows Android

Команда ветвления в полной и неп. Методические указания и задания Алгоритмы с ветвлением примеры в бейсике

Темы: «Программы типа ветвление и цикл на Бейсике, работа

с массивами».

Задание состоит из нескольких частей:

- прочитайте лекционный материал по теме (с. 1-5) и разберите примеры;

- выполните задание 1 (с. 5);

- прочитайте лекционный материал по теме (с. 6-8) и разберите примеры;

- выполните задание 2 (с. 8-9 );

- прочитайте лекционный материал по теме (с. 9-14) и разберите примеры;

- выполните задание 3 (с. 14);

- познакомьтесь с понятием «матрица» и примерами работы с матрицами (с. 15-17).

Решенные задания пришлите на электронный адрес школы, в письме в

разделе «Тема» укажите «Кавериной Н. Е информатика». В начале текста

письма укажите свою фамилию, класс, дату выполнения задания и

номера заданий (13 - 1 7 ). Задания копируйте, а затем записывайте ответы.

ВНИМАНИЕ! Задание должно быть сдано до 12 января .

Ветвление в алгоритмах и программах.

Просмотрите лекционный материал по данной теме, разберите примеры,

если будут вопросы – задайте их в письме.

Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других - другая.

Вся программа состоит из команд (операторов). Команды бывают простые и составные (команды, внутри которых встречаются другие команды). Составные команды часто называют управляющими конструкциями. Этим подчеркивается то, что эти операторы управляют дальнейшим ходом программы.

Рассмотрим запись условного оператора на языке Basic.

Простая форма оператора выглядит следующим образом:

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР>

IF <УСЛОВИЕ>
<ОПЕРАТОР 1>
<ОПЕРАТОР 2>

<ОПЕРАТОР
N > END IF

Если условие справедливо , то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN (или серию операторов от ключевого слова THEN до END IF ), и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если условие не выполняется , то оператор, стоящий после THEN (или серия операторов от THEN до END IF ) не выполняется , и программа сразу переходит к обычному порядку действий.
Конструкция IF...THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор.
Конструкция IF...THEN...END IF позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить группу операторов, либо пропустить эту группу операторов.

Условия - еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения :

больше или равно

меньше или равно

Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).

Пример:
5<7 - ИСТИНА;
8=12 - ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12 );

Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию оператор в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция IF...THEN...ELSE...END IF .

IF <УСЛОВИЕ> THEN
<ОПЕРАТОРЫ 1>
ELSE
<ОПЕРАТОРЫ 2>
END IF

Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются <операторы 1> (стоящие между THEN и ELSE ), а <операторы 2> (стоящие между ELSE и END IF ) будут пропущены.
Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то <операторы 1> игнорируются и выполняются <операторы 2>.

IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе.

Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик,
иначе , зонтик не брать.

Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.

REM сравнить число с каким-то значением
INPUT "Введите а", а
IF a=7 THEN PRINT "Числа равны"
END

После запуска программы проверяется, равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение "Числа равны".

Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем - увеличить его в двое и вывести результат на экран.


INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
PRINT "результат: ", c
END

Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.

Обратите внимание: программа имеет один недостаток - не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.

REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a=b TNEN
PRINT "Числа равны"
с=2*a
ELSE
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
END IF
PRINT "результат: ", c
END

В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие...

Пример: Решение квадратного уравнения.
Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.

REM Решение квадратного уравнения
INPUT "Введите коэффициент a: ", а
INPUT "Введите коэффициент b: ", b
INPUT "Введите коэффициент c: ", c
d=b*b-4*a*c
IF d<0 THEN
PRINT "Корней нет"
ELSE
IF d=0 THEN
x=-b/(2*a)
PRINT "корень уравнения: ", x
ELSE
x1=(-b-SQR(d))/(2*a)
x2=(-b+SQR(d))/(2*a)
PRINT "корни уравнения: ", x1, x2
END IF
END IF
END

Задание 1.

1. Напишите программу для проверки знаний таблицы умножения (один столбец по выбору). Применяйте комментарии для пояснения дальнейших действий отвечающего.

2. Заданы 3 числа (вводите их с клавиатуры с комментариями) а, в, с. Напишите программу, выбирающую и распечатывающую большее число.

3. Напишите программу для вычисления значения У, если известно:

о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой программы исполнить ее человеку очень трудно, а для компьютера это задача на несколько секунд.

Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

Перечень повторяющихся действий называют телом цикла.

Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать некоторое количество кругов вокруг стадиона.

Такие циклы называются - циклы со счетчиком .

На языке Basic они записываются следующим образом:

FOR Счетчик=НачЗнач TO КонЗнач
тело цикла
NEXT [Счетчик]

Параметры указанные в квадратных скобках являются не обязательными (их можно не записывать). По умолчанию шаг цикла равен одному, т. е. каждый раз после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.

Пример: Вывести на экран все числа от 1 до 100. Для этого можно было бы написать следующую программу:

REM Вывод чисел от 1 до 100
PRINT 1
PRINT 2
PRINT 3
PRINT 4
PRINT 5
PRINT 6
PRINT 7
...
PRINT 98
PRINT 99
PRINT 100
END

Всего каких-то 102 строчки:-). Хотя эту же программу можно написать намного короче:

REM Вывод чисел от 1 до 100
FOR I=1 TO 100
PRINT I
NEXT
END

Немного исправив программу можно сделать, чтобы она выводила все числа от a до b.

REM Вывод чисел от a до b
a=55
b=107
FOR I=a TO b
PRINT I
NEXT
END

В этом случае счетчик при первом прохождении цикла принимает значение переменной a, после чего выполняются операторы до ключевого слова NEXT. После этого счетчик увеличивается на единицу и сравнивается со значение переменной b, если счетчик меньше, то цикл выполняется еще.

Легко сделать чтобы программа выводила числа в обратном порядке. Для этого шаг цикла должен быть равен -1 (минус один). В этом случае значение счетчика каждый раз после прохождения цикла будет уменьшено на единицу.

REM Вывод чисел от b до a
a=55
b=107
FOR I=b TO a STEP -1
PRINT I
NEXT
END

Пример: Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел.

REM Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел
FOR I=10 TO 99
s=s+I
NEXT
PRINT "Результат = ",s
END

Программа перебирает числа от 10 до 99 каждый раз выполняя действия s=s+I . С точки зрения математики это совершенно бессмысленная запись, но рассмотрим её внимательней.
Процесс решения вычислительной задачи - это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге - в определенных переменных получается результат. Переменная получает определенное значение в результате присваивания . Вы помните, что присваивание - это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды.
В результате операции а=5 переменная а получает значение 5.
В результате операции с=a+b переменная с получает значение равное сумме значений переменной а и b .
В результате операции s=s+I переменная s получает значение равное сумме предыдущего значения переменной s и значения переменной I . Т. е., если до операции присваивания значение s было равно 5, а переменной I равно 3, то после операции значение переменной s будет равно 8 (5+3, старое значение s + значение I ).
Значит после выполнения нашей программы в переменной s будет хранится сумма всех двузначных чисел от 10 до 99.

REM Вычислить факториал числа
a=5
f=1
FOR I=1 TO a
f=f*I
NEXT
PRINT f
END

Вы, конечно, заметили, что до начала цикла мы присвоили переменной f значение равное единице. Иначе бы мы получили в результате ноль.

Задание 2.

1. Используя оператор FOR … NEXT, напишите программу расчета и вывода на печать значения функции Y=5/X при изменении аргумента Х от -5 до +5 с шагом 0,5.

2. Используя оператор FOR … NEXT, напишите программу которая вычеслит сумму первых 10 целых чисел и выдете результат на экран.

3. Напишите результат выполнения программы:

10 FOR X=1.5 TO 0 STEP -0.5

Массивы . Одномерные массивы.

При работе с большим числом данных одного типа очень удобно использовать массивы.

Итак, что же такое массивы...
Массив, это разновидность переменной. Он дает возможность хранить сколько угодно значений под одним и тем же именем. К каждому конкретному значению массива, необходимо обращаться через числовой индекс.

Массив - это набор переменных, имеющих одинаковое имя (идентификатор), но различающихся порядковыми номерами (индексами).

Обычно массивы применяют для группировки переменных, имеющих много общих свойств. Например, если в классе 30 учеников, то имя каждого ученика можно было бы сохранить в отдельной строковой переменной: name1, name2, ... Но вводить 30 новых переменных крайне неудобно. Можно сделать проще: объявить один массив name(), имеющий 30 элементов. В скобках проставляется индекс когда надо обратиться к какому-то конкретному элементу.

Отсчет элементов массива во многих языках начинается с нуля. Поэтому имя первого (по классному журналу) ученика будет храниться в переменной name(0), второго - в переменной name(1), а последнего (тридцатого) - в переменной name(29).

Для того чтобы использовать массив его надо сначала объявить в программе. Для этого используют оператор DIM . По умолчанию (если нет оператора DIM в программе) считается заданным массив из 10 элементов.

DIM a(100) AS INTEGER
Это массив из ста элементов, каждый из которых может быть целым числом.
DIM name(30) AS STRING
DIM mas(20)
Это массив из 20 элементов, тип переменных явно не указан.

DIM mas1(10) AS INTEGER

Обращение к элементам массива:

a(24)
name(5)
mas(2)
mas(3)

Основное преимущество массивов перед обычным набором разноименных переменных состоит в том. что индекс нужного элемента можно записывать не числом, а переменной или даже вычислять по выражению. Это дает возможность использовать массивы внутри циклов - собственно для этого они и были придуманы. Если в программе есть массив, то, скорее всего, в ней же вы найдете и цикл.

Можно также объявить массив и таким образом:

DIM mas2(1 TO 10) AS INTEGER

или даже так:

DIM a2(5 TO 10) AS INTEGER

В чем отличие? В том что данном случае индексация элементов массива начинается не с нуля, а с нужного вам индекса (в примере массив mаs2 имеет индексы от 1 до 10, массив а2 - от 5 до 10).

Допустим в классе 30 учеников. Предположим, что для хранения их оценок по предмету создан массив DIM mark(30) AS INTEGER . Следующая программа, поставит каждому учащемуся случайную оценку от 3 до 5. Конечно, так расставлять оценки нельзя, но этот пример показывает, что программа не становиться сложнее, если в классе не 30 учеников, а сто пятьдесят миллионов. Сочетание массивов и циклов позволяет достичь удивительной простоты.

REM Выставление оценок:)
DIM mark(30) AS INTEGER
FOR I=0 TO 29
mark(I)=3+INT(RND*3)
NEXT
END

Для создания случайных чисел в языке Basic служит стандартная функция RND . Она создает случайное число в диапазоне от 0 до 1. Умножив его на 3, мы получаем случайное число от 0 до 3. А взяв от него целую часть (с помощью функции INT), получим целое случайное число в диапазоне от 0 до 2. Прибавив к нему число 3, мы поучаем случайную оценку, которая не меньше 3 и не больше 5.

Пример: Составить программу заполнения массива из 15 элементов случайными числами в диапазоне от 1 до 10. Предусмотреть вывод массива на экран.


DIM mas(15) AS INTEGER
FOR I=0 TO 14
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO 14
PRINT mas(I);
NEXT
END

CLS - очистка экрана. Точка с запятой (;) в операторе PRINT позволяет выводить элементы массива в строку.

Тоже самое задание, но отличающиеся объявлением массива:

REM Заполнение и вывод массива
DIM mas(1 TO 15) AS INTEGER
FOR I=1 TO 15
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=1 TO 15
PRINT mas(I);
NEXT
END

Всё очень просто. Какой из вариантов использовать решать вам.

Пример: Вывести количество отрицательных элементов массива.

REM Вывести количество отрицательных элементов

DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1

NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)<0 THEN k=k+1
NEXT
PRINT
PRINT "Число отрицательных элементов: ",k
END

Подсчет количества отрицательных элементов массива происходит в цикле:
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)<0 THEN k=k+1
NEXT

Пример: Составить программу для вычисления наибольшего элемента массива и его номера.

REM вычисления наибольшего элемента массива и его номера
INPUT "Введите число элементов массива", n
DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1
INPUT "Введите элемент массива", mas(I)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
max=mas(0)
nomer=1
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)>max THEN
max=mas(I)
nomer=I+1
END IF
NEXT
PRINT
PRINT "Максимальный элемент: ", max, " с номером ", nomer
END

Задание выполняется в строчках:
max=mas(0)
nomer=1
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)>max THEN
max=mas(I)
nomer=I+1
END IF
NEXT Вначале примем за наибольший элемент - первый элемент массива mas(0) . Затем перебирая все элементы по очереди сравниваем их со значение max и если mas(I)>max , то принимаем этот элемент за наибольший.

Пример: составить программу сортировки массива по возрастанию.

REM сортировка массива
INPUT "Введите число элементов массива", n
DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
REM сортировка массива
FOR I=0 TO n-2
FOR J=I+1 TO n-1
IF mas(I)>mas(J) THEN
REM если нашли меньший элемент, то обменяем их местами
a=mas(I)
mas(I)=mas(J)
mas(J)=a
END IF
NEXT J
NEXT I
REM конец сортировки массива
PRINT
PRINT "Вывод отсортированного массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
END

Иногда для ввода данных удобно использовать операторы DATA и READ .
DATA указывает значения для чтения последующими операторами READ . READ считывает эти значения и присваивает их переменным. RESTORE позволяет READ заново считать значения в указанном операторе DATA .

DATA константы
READ переменные

Пример: ввод массива с использование оператора DATA.

REM Ввод данных из DATA
DIM mas(5) AS INTEGER
DATA 2, -4, 1, 5, 9
REM ввод массива
FOR I=0 TO 4
READ mas(I);
NEXT
REM вывод массива
FOR I=0 TO 4
PRINT mas(I);
NEXT
END

Задание 3.

1. Составьте программу для вычисления суммы и произведения элементов массива, больших 4. Массив А состоит из 15 элементов.

2. Напишите программу для нахождения минимального элемента массива В, состоящего из 20 элементов.

3. Даны массивы А и В, состоящие из 20 элементов. А) Напишите программу для получения нового массива Х, состоящего из 20 элементов, если известно, что х(I)=2*a(i)-b(i). Б) Напишите программу для получения нового массива У, состоящего из 15 элементов, если известно, что у(I)=a(i)+3*b(i).

Массивы. Двумерные массивы.

Двумерные массивы можно представить себе как таблицы, в ячейках которых хранятся значения элементов массива, а индексы элементов массива являются номерами строк и столбцов.

Объявляются двумерные массивы так же, как переменные и одномерные массивы. Например, целочисленный числовой массив, содержащий 3 строк и 4 столбца объявляется следующим образом:

DIM tabl(3 ,4) AS INTEGER

DIM tabl1(1 TO 3 ,1 TO 4) AS INTEGER

С помощью двумерного массива 9х9 и двух вложенных циклов можно легко составить программу, реализующую таблицу умножения. Сомножителями будут значения индексов строк и столбцов, а их произведения будут значениями элементов массива.

DIM tablum(1 TO 9 ,1 TO 9) AS INTEGER

REM Таблица умножения
DIM tabum(1 TO 9, 1 TO 9) AS INTEGER
REM Заполнение массива - создание таблицы умножения
FOR I=1 TO 9
FOR J=1 TO 9
tabum(I, J)=I*J
NEXT J
NEXT I

FOR I=1 TO 9
FOR J=1 TO 9
PRINT tabum(I, J);
NEXT J
PRINT
NEXT I
END

Пример: В таблице 3х4 вычислить количество отрицательных элементов, сумму четных элементов, произведение элементов второй строки.

REM вычислить количество...
DIM tabl(1 TO 3, 1 TO 4) AS INTEGER
REM Заполнение массива
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
INPUT "Введите элемент массива:", tabl(I, J)
NEXT J
NEXT I
REM Вывод массива на экран в виде таблицы
CLS
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
PRINT tabl(I, J);
NEXT J
PRINT
NEXT I
REM требуемые вычисления
k=0
s=0
p=1
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
IF tabl(I, J)<0 THEN k=k+1
IF tabl(I, J) MOD 2 = 0 THEN s=s+tabl(I, J)
IF I=2 THEN p=p*tabl(I, J)
NEXT J
NEXT I
PRINT
PRINT "результ:"
PRINT "отрицательных элементов: ", k
PRINT "сумма четных элементов: ", s
PRINT "произведение элементов второй строки: ",p
END

Занятие 3

Ветвление в алгоритмах и программах.

Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других - другая.

Вся программа состоит из команд (операторов). Команды бывают простые и составные (команды, внутри которых встречаются другие команды). Составные команды часто называют управляющими конструкциями. Этим подчеркивается то, что эти операторы управляют дальнейшим ходом программы.

Рассмотрим запись условного оператора на языке Basic.

Простая форма оператора выглядит следующим образом:

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР>

IF <УСЛОВИЕ> <ОПЕРАТОР 1>[:<ОПЕРАТОР 2>:…:<ОПЕРАТОР N>]

Если условие справедливо , то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN (или серию операторов от ключевого слова THEN до конца ), и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если уловие не справедливо , то оператор, стоящий после THEN (или серия операторов от THEN ) не выполняется , и программа сразу переходит к обычному порядку действий.
Конструкция IF...THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор.Конструкция IF...THEN... позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить группу операторов, либо пропустить эту группу операторов.

Условия - еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения :

больше или равно

меньше или равно

Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).

5<7 - ИСТИНА;

8=12 -ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12 );

Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию оператор в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция IF...THEN...ELSE...

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОРЫ 1>ELSE<ОПЕРАТОРЫ 2>
Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются <операторы 1> (стоящие между THEN и ELSE ), а <операторы 2> (стоящие после ELSE ) будут пропущены.
Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то <операторы 1> игнорируются и выполняются <операторы 2>.

IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе.

Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик, иначе , зонтик не брать.

Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.

REM сравнить число со каким-то значением
INPUT "Введите а", а
IF a=7 THEN PRINT "Числа равны"
END

После запуска программы проверяется равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение "Числа равны".

Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем - увеличить его в двое и вывести результат на экран.


INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a>b THEN PRINT "Большее число: ", a:с=2*a
ELSE PRINT "Большее число: ", b:с=2*b
PRINT "результат: ", c
END

Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.

Обратите внимание: программа имеет один недостаток - не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.

REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a=b TNEN PRINT "Числа равны":с=2*a
ELSE IF a>b THEN PRINT "Большее число: ", a: с=2*a
ELSE PRINT "Большее число: ", b: с=2*b
PRINT "результат: ", c
END

В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие...

Пример: Решение квадратного уравнения.
Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.

REM Решение квадратного уравнения
INPUT "Введите коэффициент a: ", а
INPUT "Введите коэффициент b: ", b
INPUT "Введите коэффициент c: ", c
d=b*b-4*a*c
IF d<0 THEN PRINT "Корней нет"
ELSE IF d=0 THEN x=-b/(2*a) : PRINT "корень уравнения: ", x
ELSE x1=(-b-SQR(d))/(2*a): x2=(-b+SQR(d))/(2*a) : PRINT "корни уравнения: ", x1, x2
END

Логические условия называются простыми , если разветвления имеет две ветви и сложными , если ветвей более двух.

AND и

OR или

NOT не

Вычислить

Задача 1 .

Определить является треугольник со сторонами A , B , C равнобедренным.

INPUT “Введите размеры сторон треугольника А, В, С “; A ,B ,C

Строка кода в программе на Visual Basic называется оператором программы. Оператор программы является комбинацией ключевых слов Visual Basic, свойств, функций, арифметических или логических операторов и символов, которые вместе образуют допустимую инструкцию, распознаваемую компилятором Visual Basic.

93. Массивы и операции циклов

Урок 22. Операторы циклов For...Next и For Each

Циклы в VB.NET похожи на циклы в других языках программирования. На этом занятии мы рассмотрим циклы двух типов - циклы For...Next и For Each. Циклы For...Next выпоялняются опеределенное число раз. Т. е. если вам заранее известно, сколько раз должен выполнится ваш цикл, то используем цикл For...Next. Цикл For Each используется для обхода элементов коллекций и массивов. Например, с помощью For Each можно перечислить (обойти) все элементы на форме или обработать все строки тамбицы в базе данных.

Вот пример на оператор For...Next:

Dim A(10) As Integer

Dim i As Integer

"Заполняем массив квадратами чисел

"Выводим элементы массива

Console.WriteLine(A(i))

В этом примере массив из 10 целых сначала заполняется квадратами чисел, потом элементы массива выводятся на экран. Вместо строки

Можно написать

В циклах типа For...Next счетчик цикла (i в данном случае) изменяется автоматически.

В приведенном примере счетчик увеличивается при каждом прохождении цикла на 1. Если вам нужен другой шаг, то используем конструкцию с Step:

For i = 0 To 9 Step 2

"Что-то делаем

Такой цикл выполнится 5 раз.

Теперь рассмотрим пример на цикл For Each:

Dim z As Integer

Dim A(10) As Integer

"Заполняем массив A

For Each z In A

If z > 10 Then

Console.WriteLine(z)

Как вы видите, мы в нашем цикле пробегаем все элементы в массиве A (это видно из конструкции In A). Если элемент массива оказался больше 10, мы выводим его на экран.

Обычно циклы For Each используются для перечисления элементв всевозможных коллекций (например, элементов на форме или всех шрифтом в Windows).

Использование массивов данных при решении задач. Массивы в ВБ. Индексированные переменные. Описание массивов. Порядок назначения нижней и верхней границ индексов массивов. Массивы элементов управления. Порядок создания массивов элементов управления. Массивом можно назвать ряд ячеек памяти, отведенных для хранения индексированной переменной. X1,Y2, Zt+1, Mi,j+1 – индексные переменные. => Х(1), Y(2), Z(i+1), M(I, f+1) – в ЯПВУ, предназначены для работы с числовыми рядами. dlina (1), dlina (2), dlina (3) – массив одномерный. Dim dlina (1 to 3) As Integer – описание массива в программе, причем 1 – нижняя граница массива, 3 – верхняя граница массива. Индексация массивов необязательно начинается с 0 или 1. Массив элементов управления образуется с помощью свойства Index, назначая свойства Index, мы говорим компьютеру, что данный объект считается элементом массива. Массив элементов управления – это ряд пронумерованных объектов. Способ создания: 1) Назначение свойства Index на этапе проектирования. 2) Путем копирования в Win (copy/paste). 3) Программным путем (Load Text 1(1) – метод). Load загружает на форму объект с именем Text1(1). Двумерные массивы. Задаются аналогично одномерным: Dim dlina (1 to 3, 1 to 4) As Integer, где в скобках через запятую перечисляются границы по двум направлениям, первыми (1 to 3) границы по вертикали, а вторыми по горизонтали(1 to 4). Обращение к элементу двумерного массива: dlina(1,3) – элемент в первой строчке, третьем столбце.

Для хранения нескольких значений переменных используются массивы данных:

Static х(2) As Integer (x=0,1,2).

Если размер массива не может быть определен заранее, то используется динамический массив:

Dim Y() As Integer.

Для определения констант используется ключевое слово:

Const Pi = 3.142.

Массив, как параметр процедуры

Rem Программа_2.5 – Массив, как параметр процедуры

Dim n As Integer

Dim s As Single

Dim x(2) As Single

x(1) = 5: x(2) = 15: s = 0

Call sumir(x(), n, s) ‘ вызов процедуры суммирования элементов массива

MsgBox "s = " & Str(s)

Sub sumir (x() As Single, n As Integer, s As Single)

Dim i As Integer

Под функцией понимается группа операторов, объединенных под оригинальным именем. Последний символ в имени функции определяет тип возвращаемого ею значения.

Пользовательские функции (не библиотечные функции, составляемые самим пользователем) объявляются при вводе в окне редактирования кода заголовка из ключевого слова Function и следующего за ним имени функции с требуемыми аргументами в круглых скобках. После этого автоматически появляется следующий шаблон:

Function ИМЯ_ФУНКЦИИ

В пространство между именем функции и ключевыми словами End Function вносятся необходимые операторы.

Если при вызове функции ей должны передаваться какие-либо значения (аргументы), то в заголовке после имени функции надо через запятую перечислить соответствующие переменные.

Общий синтаксис определения функции:

Function ИМЯ_ФУНКЦИИ(ПАРАМЕТР_1[, ПАРАМЕТР_2]...)

ОПЕРАТОР_1

[ОПЕРАТОР_2]

ИМЯ_ФУНКЦИИ = ВЫРАЖЕНИЕ

где ПАРАМЕТР – элемент данных, передаваемый функции при ее вызове; Static – при наличии в объявлении функции данного ключевого слова локальные переменные, объявленные в теле функции, сохраняют свои значения в промежутках между вызовами этой функции.

Способы вызова функций: X = fun1(Y), или Call fun1 Y.

Если функция должна возвращать символьное (строковое) значение, то последним символом в ее имени должен быть знак $.

Каждая функция всегда возвращает только одно значение.

Примеры функций:

1. Передача параметра из функции

Rem Программа_2.6 – Передача параметра из функции

Dim x As Single, y As Single, s As Single

s = sumir(x, y) ‘ вызов функции суммирования двух чисел

MsgBox "s = " & Str(s)

Function sumir! (x!, y!) ‘ определение функции суммирования двух чисел

sumir! = x! + y!

Для хранения величин кроме простых переменных можно использовать массивы. Массив представляет собой набор переменных с одним именем и разными индексами. Каждая такая переменная называется элементом массива. Количество хранящихся в массиве элементов называется размером массива. Размер массива ограничен объемом оперативной памяти и типом данных элементов массива. Все элементы массива имеют одинаковый тип. Однако если массив имеет тип variant, то отдельные элементы могут содержать данные разных типов. Например, одни элементы могут быть числами, другие - строками или объектами. В Visual Basic существуют массивы фиксированного размера и динамические массивы. Массив фиксированного размера имеет неизменный размер, заданный при его объявлении. Динамические массивы могут изменять размер в процессе выполнения. Что такое двумерный массив? Это такой набор однотипных данных, местоположение каждого элемента которого определяется не одним индексом, а двумя. Например, для тех, кто с детства играл в "морской бой", не будет открытием, что каждая клеточка игрового поля обозначается двумя символами - буквой и цифрой, например, А5 - "мимо", И10- "попал", Ж7 - "убит". Только в Бейсике принято в качестве индексов использовать все же целые числа. Жизненный пример применения двумерных массивов - билеты в кино или театр, имеющие для каждого зрителя две координаты - ряд и место".

Описываются подобные массивы в Бейсике тем же оператором dim, после которого в скобках указываются две размерности массива - количество строк и количество столбцов.

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ VISUAL BASIC. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЕТВЛЕНИЙ

Ветвление в Visual Basic организуется с использованием:

  • условного оператора IF;
  • встроенной функции IIF;
  • оператора выбора CASE.

Для проверки одного условия и выполнения оператора или блока операторов используется условный оператор IF...THEN . Этот оператор можно использовать с разным синтаксисом: однострочным (линейным) и многострочным (блочным).

Линейный оператор имеет следующий синтаксис:

If <условие> Then <операторы!>

Блочный оператор имеет следующий синтаксис:

If <условие> Then
<блок операторов 1>
End If

Если заданное условие имеет значение True, выполняется блок операторов, в противном случае - блок операторов2. Если предложение Else не задано, при не выполнении условия управление сразу же передается следующему после If оператору.

Оператор If может быть вложенным, т. е. находиться внутри блоков операторов. Для проверки более одного условия и выполнения одного из нескольких блоков операторов используется расширенный условный оператор вида:

If <условие 1> Then
<блок операторов 1>
Elself <условие 2> Then
<блок операторов 2>
Elself <условие n> Then
<блок операторов n>
End If

Для выбора одного из значений в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия используется условная функция IIF, имеющая следующий синтаксис:

IIF (<условие>, <значение1>, <значение2>)

Эта функция возвращает значение1, если условие истинно, и значение2, если условие ложно.

В качестве условия можно использовать логическое выражение, возвращающее значение True (Истина) или

False (Ложь), или любое арифметическое выражение (нулевое значение эквивалентно False, а ненулевое - True).

Оператор выбора SELECT CASE используется для проверки одного условия и выполнения одного из нескольких блоков операторов.

Формат записи оператора:

Select Case <проверяемое выражение>
Case <список выражений 1>
<операторы 1> Case <список выражений 2>
<операторы 2> Case <список выражений 3>
<операторы 3>
Case Else
<операторы группы Else>
End Select

Проверяемое выражение вычисляется в начале работы оператора Select Case. Это выражение может возвращать значение любого типа (логическое, числовое, строковое).

Список выражений - одно или несколько выражений, разделенных стандартным символом - разделителем (точкой с запятой).

При выполнении оператора проверяется, соответствует ли хотя бы один из элементов этого списка проверяемому выражению.

Эти алименты списка выражений могут иметь одну из следующих форм:

  • <выражение> - проверяет совпадение заданного выражения с одним из выражений - элементов списка;
  • <выражение 1> То <выражение 2> - проверяет попадание заданного выражения в указанный диапазон;
  • < Is <логический оператор> < выражение> - проверяет выполнение указанного условия для заданного выражения.