Интернет Windows Android

Что нового в жкх году. Новые федеральные законы в сфере ЖКХ

В системе оплаты жилищно-коммунальных услуг с начала 2017 года произошли существенные изменения. Поскольку изменения в ЖКХ затрагивают всех граждан, о них стоит знать каждому.

Ниже IQReview приводит обновленные сведения о коммунальных платежах.

Изменение строк в платежных счетах

С 1 января немного по-другому стал выглядеть сам список услуг к оплате . Теперь счет за содержание и ремонт дома переносится в состав уплаты за содержание жилого помещения и затрат на КУ, которые используются для содержания общедомового имущества. Раньше такое нововведение планировали ввести в обиход весной 2016 года, однако потом отложили.

Казалось бы, несущественное нововведение, однако оно позволяет регулировать перечисление средств на общедомовые нужны. До этого нормального порядка оплаты по факту не было: были ситуации, когда управляющие компании выставляли суммы за содержание дома больше, чем суммы за индивидуальное потребление в квартирах.

Раньше использование лампочек (на лестничных площадках, над дверями подъездов), лифтов, домофонов, а также воду для мытья подъездов оплачивали жильцы (расходы на это распределялись равномерно между всеми квартирами дома). С 2017 года на перечисленные расходы устанавливаются фиксированные нормативы. Если нормативы будут превышаться — оплачивать перерасход будут уже не жильцы (как раньше), а управляющие компании.

Также из жилищной услуги в коммунальную переместится такая строчка, как вывоз мусора. В этом направлении тоже должны были навести порядок. По закону №458-ФЗ, твердые бытовые отходы теперь квалифицируются как твердые коммунальные. Как следствие — может произойти пересмотр и изменение тарифов .

Т акое изменение в квитанции произошло не просто так: оно должно стимулировать граждан выбрасывать мусор раздельно. Чем больше отходов будет переработано, тем меньше будет сумма в квитанции ЖКХ . Также предполагается, что это будет способствовать появлению новых операторов, задачей которых будет контроль за переработкой мусора. Это направление достаточно сложное: и в крупных, и в маленьких городах (особенно) очень много несанкционированных свалок, да и сам процесс сбора и переработки отходов организован плохо.

Изменение в оплате долгов за услуги ЖКХ

Серьезно взялись за тех, у кого есть долги. Теперь у тех, кто не до конца производил оплаты услуг ЖКХ, с банковских карт можно будет списывать деньги в счет долга . Правда, делать это можно будет только в том случае, если по должнику будет судебный приказ (то есть только в судебном порядке). Если о взыскании решать дело будет суд — должник получит уведомление. При этом граждане имеют право оспорить указанную сумму долга, и подать заявление на отмену приказа.

В судебном порядке в мировых судах будут рассматриваться дела о долгах, которые не превышают сумму в 500 тысяч рублей. Арбитражные суды будут браться за дела, суммы по которым не превышают 400 тысяч.

Финансовую ответственность введут не только для должников, но и для управляющих компаний. Если ошибутся в квитанции , неправильно рассчитав сумму за коммунальные услуги, с них будет взыскиваться штраф в размере до 50% от ошибочно указанной суммы.

Размер пени за просрочку оплаты ЖКХ

Это, кстати, пункт достаточно актуальный: только за 2016 год и только по Москве было отправлено около 14000 обращений по ошибкам в счетах. Подтвердились из них около 10% жалоб (из-за нехватки информации о начислениях, задолженностях, проведенных перерасчетах, непонятных населению процедур начисления).

Важные законы, вступившие в силу с 1 января 2017 года

С начала года в силу вступили следующие важные законы:

    При расчете общей площади жилого помещения для террас, балконов, веранд и лоджий устанавливаются понижающие коэффициенты (согласно приказу Минстроя РФ от 25.11.2016).

    Со стороны государства усиливается контроль над расходом субвенций инвалидам и ветеранам (согласно закону №461-ФЗ).

    Создается Единый реестр недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В нем будет храниться информация из кадастра недвижимости и реестра прав.

Об изменении в правилах по капремонту

Почти два года назад в квитанции ЖКХ появилась новая графа - за капитальный ремонт. С взносами на капремонт население уже разобралось и свыклось.

В этом году и это направление затронули изменения:

    Теперь для ОМСУ появились конкретные сроки (1 календарный месяц) на выполнение ряда действий (раньше эти сроки никак не регламентировались). Речь идет о формировании фонда капремонта на счету регионального оператора (если жильцы не выбрали или не создали фонд самостоятельно), о принятии решения о проведении капремонта в соответствии с программой по региону.

    Информация о текущем состоянии фонда капремонта должна стать открытой. Теперь владелец счета должен представлять органу ГЖН отчет о таких данных: сумме, полученной в качестве взносов; сумме, израсходованной на капремонт; остатке на счету; заключении договора займа на выполнение работ по капремонту.

    В случае чрезвычайных ситуаций капремонт дома выполняется вне очереди. Объем работ при этом ограничивается только самым необходимым — делается то, что необходимо для ликвидации последствий аварии. Это дополнение распространяется только на дома, фонд капремонта которых формируется на счету регионального оператора.

Повышение тарифов

Самый главный нюанс для большинства граждан — это очередное повышение тарифов ЖКХ . В 2017 году это событие запланировано на 1 июля. Распоряжение об этом было опубликовано 21 ноября 2016 года.


Индекс повышения на тарифы

Индексы повышения на тарифы будут такими:

    Северная Осетия - 2.5;

    Адыгея, Карачаево-Черкесия, Чечня, Белгородская, Калининградская, Курская, Мурманская, Сахалинская, Тверская, Тамбовская области и Чукотка - 3.4;

    Алтайский край, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия, Псковская, Воронежская, Новгородская, Саратовская области - 3.5;

    Ингушетия, Ростовская область - 3.6;

    Карелия, Забайкалье, Ставрополье, Орловская и Костромская области - 3.7;

    Амурская, Курганская, Ивановская, Ленинградская области - 3.8;

    Хакасия, Красноярский край, Чувашия, Рязанская, Брянская, Смоленская области - 3.9;

    Краснодарский и Пермский края, Владимирская, Кировская, Московская, Оренбургская области - 4.0;

    Республика Коми, Хабаровский край, Ханты-Мансийский округ -4.1;

    Мордовия, Татарстан, Волгоградская, Архангельская, Тульская, Липецкая области, Ямало-Ненецкий АО - 4.2;

    Самарская и Вологодская области - 4.3;

    Астраханская и Нижегородская области - 4.4;

    Магаданская, Омская, Томская, Пензенская области - 4.5;

    Еврейская АО - 4.8;

    Ярославская область - 4.9;

    Свердловская, Новосибирская, Иркутская области, Тыва, Приморский край -5.0;

    Тюменская область - 5.4;

    Башкортостан - 5.8;

    Кемеровская область - 5.9;

    Камчатка, Саха, Санкт-Петербург - 6.0;

    Москва - 7.

Больше всего повышение тарифов ощутят москвичи - для столицы индекс повышения составил 7. Меньше всего услуги ЖКХ подорожают в Северной Осетии (индекс — 2.5). В среднем по стране коммуналка вырастет на 4%.

Об изменениях ЖКХ в 2017 году (видео)

Тарифы ЖКХ в 2019 году вырастут дважды. Соответствующее распоряжение уже подписано главой правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Эти меры связаны с повышением с 1 января ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, в связи с чем расходы коммунального комплекса вырастут на 16 млрд рублей.

Минэкономразвития предлагает индексировать тарифы ЖКХ с 1 января 2019 года, а не с 1 июля для синхронизации с увеличением НДС до 20%.

При этом министерство прорабатывает размер индексации тарифов, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало 4%. Об этом сообщили в пресс-службе МЭР.

«Министерство предлагает в 2019 году синхронизировать по времени изменение налогов и тарифов - то есть увеличить тарифы [ЖКХ] с 1 января 2019 года. Это позволит учесть рост НДС и нивелировать дополнительный рост тарифов с середины года. Вместе с тем, министерство дополнительно прорабатывает размер индексации тарифов в 2019 году для того, чтобы совокупное изменение тарифов в 2019 году не превышало целевое значение инфляции (4%)», - сообщили в министерстве.

В Минэкономразвития напомнили, что, согласно принятому закону, размер НДС увеличивается с 1 января 2019 года с 18% до 20%. «В соответствии с существующей нормативной правовой базой это увеличение будет ретранслировано в платеж за ЖКУ. Вместе с тем, фактическое увеличение тарифов согласно законодательству может произойти только с 1 июля 2019 года. В результате, помимо роста НДС в 1,7%, в соответствии с текущим законодательством, в тарифы также будут заложены затраты на выплату НДС за первое полугодие 2019 года, что дополнительно увеличит их рост», - пояснили позицию в министерстве.

Ранее газета «Известия» сообщила, что Минэкономразвития предлагает учесть увеличение НДС при расчете тарифов на услуги ЖКХ. Как поясняет газета, стоимость услуг ЖКУ при этом останется такой же, однако итоговая сумма вырастет за счет величины налога, включенного в платеж. Варианты компенсаций для ресурсоснабжающих компаний, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, обсуждаются.

Рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы. Об этом заявил глава Минстроя РФ Владимир Якушев, отвечая на вопрос журналистов.

По его словам, в настоящее время проводится проработка с Минэкономразвития РФ вопроса о том, как повышение НДС повлияет на стоимость коммунальных услуг. «Но если вы конкретно задаете вопрос о том, коснется ли это граждан, то мы с вами знаем, что граждане у нас защищены [ограничением] роста платы, поэтому если даже это [повышение НДС] отразится на тарифах, то граждан зря беспокоить не нужно», - сказал министр.

Он пояснил, что плата граждан за услуги ЖКХ ограничена «вне зависимости от тарифа». «Это [рост НДС] на платежку [за ЖКХ] не повлияет, это может повлиять на тарифы. Тариф на платеж не влияет, платеж у нас ограничен законом», - еще раз обратил внимание министр, подчеркнув, что соответствующие расходы возьмет на себя бюджет.

Ранее газета «Известия» сообщила, что Минэкономразвития предлагает учесть увеличение НДС при расчете тарифов на услуги ЖКХ. «Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышают риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния. Поэтому Минэкономразвития предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах», - сообщили изданию в пресс-службе министерства.

Как поясняет газета, стоимость услуг ЖКУ при этом останется такой же, однако итоговая сумма вырастет за счет величины налога, включенного в платеж. Варианты компенсаций для ресурсоснабжающих компаний, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, обсуждаются.

Ранее президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, а также новые тарифы социальных взносов. Документ был принят Госдумой 24 июля и одобрен Советом Федерации 28 июля.

Президент Владимир Путин подписал закон, предусматривающий повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%, а также новые тарифы социальных взносов.

По подсчетам властей, эта новация позволит увеличить доходы бюджета на 620 млрд рублей в год.

Кто платит НДС?

Этот налог уплачивают юрлица на всех этапах производства и продажи товара или услуги. Сумму уплаченного налога закладывают в конечную цену продуктов или услуг, и фактически ее платят потребители.

Почему принято решение повысить ставку?

Повышение налога связано в том числе с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть с 2014 года, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. В начале 2014 года цены на нефть были $110–100 за баррель, а сегодня они - $76, то есть на треть упали доходы от нефти, пояснил эксперт.

Кроме того, «доля нефтяной экономики в нашей общей экономике падает, у нас сейчас быстрее растут отрасли ненефтяные, несырьевые. И доля нефтяных доходов к ВВП получается несколько меньше», отметил он. Чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, на образование, на здравоохранение, нужно найти дополнительные доходы.

Кабмин обещает направить средства от повышения НДС на социальные нужды, прежде всего на здравоохранение.

Сохранятся ли льготы?

Да, сохранятся.

«Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены», - пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Сейчас ставка НДС 10% действует для продовольственных товаров первой необходимости (хлеб, молоко и пр.), детских и медицинских товаров.

Нулевая ставка налога применяется на внутренних межрегиональных воздушных перевозках. Во втором чтении Госдума одобрила поправки, продлевающие действие этой ставки до 1 января 2025 года при пассажирских перевозках в Крым и обратно и если пункт отправления или прибытия находится на территории Дальневосточного федерального округа.

Льготную ставку НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, подсчитали в Минфине.

Как повышение ставки отразится на инфляции?

Антон Силуанов сказал, что повышение НДС может ускорить инфляцию в 2019 году с ожидаемых 3% до 4–4,5%.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин надеется, что правительство и ЦБ смогут удержать инфляцию в пределах 4%.

Рост ставки НДС может разогнать инфляцию в 2019 году и тем самым стимулировать ЦБ повысить ключевую ставку, говорит управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

«В результате этого решения инфляция практически гарантированно повысится. При росте ставки на два процентных пункта можно ожидать прирост инфляции на 0,5–0,75 п.п. в 2019 году», - отметил эксперт. По его словам, в этом году мы почти гарантированно не выйдем за пределы целевого уровня ЦБ по инфляции 4%, а вот в 2019-м, после повышения НДС, это крайне вероятно. «Если при этом вырастут тарифы естественных монополий, то тогда инфляция окажется выше цели. В этом случае регулятор, скорее всего, будет вынужден повышать ставку, в том числе с учетом опыта других стран», - заявил он.

НДС выбран в первую очередь потому, что его проще всего собирать, ФНС научилась хорошо администрировать, в том числе радикально улучшив сбор и глубину обработки данных, добавил Табах.

Алексей Кудрин заявил, что повышение налога ускорит инфляцию в 2019 году на 0,4 п.п., инфляция останется на уровне 4% по году.

Изменится ли порядок возмещения НДС?

Правительство планирует сократить сроки проведения камеральных (то есть в офисе налоговой службы, без посещения предприятия) проверок при возмещении НДС.

Также предполагается расширить число предприятий, которым НДС будет возмещаться в ускоренном порядке. Сейчас этой процедурой могут воспользоваться компании, которые за три года перечислили в бюджет 7 млрд рублей налогов. В будущем этот порог будет снижен до 2 млрд рублей.

Минэкономразвития РФ предлагает увеличить тарифы ЖКХ в связи с повышением НДС с 18 до 20% в 2019 году, сообщает издание «Известия» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Чиновники объяснили, что из-за роста НДС может ухудшиться финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций. Чтобы не допустить этого, необходимо скорректировать тарифы ЖКХ.

В Минстрое журналистам подтвердили, что власти обсуждают возможность повышения тарифов с 1 января. Представители ФАС также сообщили о рассмотрении вопроса индексации цен на коммунальные услуги.

Напомним, 4 августа президент РФ Владимир Путин подписал закон о повышении НДС с 18 до 20%. При этом все льготные ставки будут сохранены.

Подорожает ли «коммуналка» после повышения НДС?

Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении НДС. С 1 января 2019 г. ставка налога будет увеличена с 18 до 20%.

О том, что в результате подорожает большинство товаров и услуг, говорят многие эксперты. А что будет с «коммуналкой»? Ждать ли нам ещё большего роста тарифов ЖКХ?

Светлана Разворотнева, первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам :- Безусловно, увеличение НДС напрямую отразится на тарифах. Они станут больше. И лягут дополнительным грузом на кошельки наших граждан, которые и так уже возмущены постоянным ростом платы за ЖКУ.Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 18%. А если законопроект об увеличении налога примут, то и все 20%. Это будет очень чувствительно. Кроме того, в этом году вся страна перейдёт на новую систему обращения с отходами. И если раньше мусор вывозили сидящие на «упрощёнке» мелкие фирмы, с 2018-2019 гг. этим занимаются региональные операторы, которые помимо всего прочего вынуждены оплачивать НДС.Вообще тема НДС для ЖКХ крайне тяжёлая. Отрасль хронически недофинансирована. Это влияет и на качество услуг, и на зарплаты работников. В таких условиях любая дополнительная финансовая нагрузка может привести к банкротству целого ряда предприятий, которые уже дышат на ладан. А ведь от них зависят миллионы простых людей, которым нужны тепло, свет, вода, канализация… Потому что «коммуналка» - это социально ориентированный бизнес.

С одной стороны, правительство пытается сдерживать коммунальные тарифы, вводит предельные индексы. А с другой - вносит дополнительные условия вроде увеличения НДС, которые приводят к ещё большему росту платежей. Понятно же, на кого коммунальщики повесят свои расходы. На население. Или на само государство… Во многих регионах местные бюджеты компенсируют разницу между реальными тарифами и теми, по которым платит население. Получается, что государство в один карман деньги кладёт, а из другого отдаёт… И зачем это надо? Я убеждена, что, обсуждая закон о повышении НДС, необходимо очень дифференцированно подходить к различным отраслям и предприятиям. Если государство заинтересовано в спасении жилищно-коммунального хозяйства, если оно не хочет галопирующего роста платежей, значит, размер налога для предприятий ЖКХ надо снижать.

Россиян ждет рост тарифов ЖКХ

Убытки коммунальщиков от повышения налога на добавленную стоимость предложили компенсировать за счет рядовых россиян, сообщают «Известия».
По информации издания, соответствующее предложение озвучила ассоциация «ЖКХ и городская среда» в письме министру строительства Владимиру Якушеву. В ассоциации уверены, что повышение НДС до 20% станет причиной 100-миллиардных убытков коммунальщиков уже в 2019 году, и просят в связи с этим увеличить тарифы ЖКХ на 4%.
В пресс-службе Минстроя изданию подтвердили, что уже обсуждают рост тарифов с 1 января будущего года, так как озвученные ассоциацией опасения реальны.
С коллегами согласились и в Министерстве экономического развития, а гендиректор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин подчеркнул, что «сами услуги» не подорожают, потому что вырастет лишь налог, включенный в платежную квитанцию.
Макрушин добавил, что «размер платежки» все же вырастет на 2%, однако коммунальщики ничего на этом не заработают.

Учесть в тарифах на услуги ЖКХ размер увеличения НДС на 2 процентных пункта предлагает Минэкономразвития. Это необходимо для того, чтобы не ухудшилось финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций, сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства. При этом несмотря на увеличение суммы платежки за ЖКУ, сами услуги не подорожают, а их поставщики не получат никаких дополнительных средств - возрастет только величина налога, включенного в платеж. Ранее Госдума и Совет Федерации одобрили правительственный законопроект, предусматривающий повышение НДС с 18 до 20%.

Ассоциация «ЖКХ и городская среда» направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо с аналогичным предложением и просьбой инициировать обсуждение вопроса в правительстве. В противном случае убытки коммунальщиков за 2019 год могут достичь 100 млрд рублей, а объем долгов в отрасли вырастет до 1,5 трлн рублей. В Минстрое «Известиям» подтвердили, что вопрос повышения тарифов с 1 января обсуждается.

Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышает риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния. Поэтому Минэкономразвития предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах, - сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.

Ассоциация «ЖКХ и городская среда» в конце июня направила главе Минстроя Владимиру Якушеву письмо («Известия» ознакомились с документом), в котором сказано, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на сумму 4,5 трлн рублей, за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд рублей. Они приведут к мультипликативному росту долгов в отрасли до 1,5 трлн рублей. Компенсация выпадающих расходов за счет роста тарифов с 1 июля потребует дополнительного увеличения тарифов на коммунальные услуги не на 2%, а более чем на 4%. Наиболее простым способом решения проблемы автору обращения, генеральному директору ассоциации Алексею Макрушину, видится повышение тарифов на уровень увеличения НДС уже с 1 января 2019 года.

В Минстрое «Известиям» заявили, что разделяют опасения экспертов. Если не учесть возрастающие расходы в тарифе, ресурсоснабжающие компании будут терпеть прямые убытки. Предварительно обсуждаются возможные варианты компенсации для ресурсоснабжающих организаций, в том числе за счет соответствующих изменений тарифов с января 2019 года, добавили в министерстве.

Меры по энергосбережению могут сократить расходы на отопление на 40%

Стоимость самих услуг не изменится. Поменяется только величина налога, которая включается в платежку. Таким образом, размер платежки для потребителей вырастет на 2 процентных пункта. Но при этом организации дополнительно не заработают ни рубля, - пояснил «Известиям» Алексей Макрушин.

Если такую меру не ввести, за год убытки ресурсоснабжающих организаций могут достичь 100 млрд рублей, подсчитал эксперт.

В ФАС, которая принимает решения об индексации тарифов, отказались от комментариев, сославшись на то, что еще идет обсуждение этого вопроса.

Повышение НДС относится к неподконтрольным расходам коммунальных предприятий, отметил профессор ВШЭ Сергей Сиваев. Их инвестиционные и эксплуатационные программы составлялись без учета такой налоговой нагрузки.

Потребитель, конечно, этому не обрадуется, потому что ему придется платить больше. Но повышение тарифов было ожидаемым, - сказал Сергей Сиваев.

По его словам, сферы, в которых тарифы регулируются государством, нуждаются в компенсационных мерах. Особенно это касается отрасли ЖКХ. Как сообщали «Известия», в I квартале этого года долги за ЖКУ в России выросли на 5,3%, до 1,4 трлн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого. По данным Росстата, объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд рублей (+5,7%), водоотведение - 63,9 млрд рублей (+6,6%), электричество - 247,5 млрд рублей (+9,7%). Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6%, до 234,3 млрд рублей, за тепло - на 6,7%, до 569,3 млрд рублей.

В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, сообщаем следующее.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления. В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, после утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться размером соответствующего норматива потребления.

Между тем необходимо отметить, что в силу пункта 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Правила № 306), нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к Правилам № 306, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

Кроме того, согласно пункту 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

На основании изложенного устанавливаемые субъектами Российской Федерации нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества будут учитывать результаты проведения энергосберегающих мероприятий в многоквартирном доме.

А.В. Чибис

Обзор документа

С 01.01.2017 в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной, горячей воды, электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, отведения сточных вод (далее - расходы).

При первоначальном включении расходов в плату их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный регионом по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения решение общего собрания собственников не требуется.

При этом, по мнению Минстроя России, размер расходов может быть менее размера норматива. В частности, это возможно при расчете размера расходов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Для включения расходов в состав платы в размере ниже норматива решения общего собрания собственников также не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

Новый год приносит новое счастье и радость и новые тарифы на коммунальные услуги, но единственное утешение всех жителей странны что повышение ЖКХ будет не с первого января, а с первого июля 2017 года. Так за это время правительство может еще пересмотреть вопрос повышения коммунальных услуг, но скорее всего этого сделано не будет ведь как все знают экономика странны сейчас находится не в самом лучшем состоянии.

Повышение тарифов на услуги ЖКХ в 2017 году обсуждалось на заседании Правительства. Ежегодно цены на газ, отопление, воду, электричество повышаются согласно инфляции. В 2017 году тарифы на ЖКХ поднимутся на 4,9%. Но рост цен на ЖКХ будет не с 1 января 2017 года, а с 1 июля 2017 года.

Повышение цен больше всех коснется жителей Москвы и региона. В среднем в столице коммунальные услуги вырастут на 7 процентов. Меньше всех ожидается рост в Северной Осетии - на 2,5%. На втором месте по повышению следует Санкт-Петербург - северная столица России, а также полуостров Камчатка и республика Якутия. Здесь расценка вырастет на 6 процентов. Далее согласно списку следуют республики Башкирия - 5,8 процентов, Тува - 5 процентов, Свердловская, Иркутская области - 5 процентов и Приморский край - тоже 5 процентов.

Рост расценки на газ в текущем году для всех регионов будет практически в 1,5 раза быстрее, чем говорилось ранее. Изначально ожидалось, что тарифы на газ будут увеличиваться на уровне 3 процентов в течение трех лет (2017-2019). В 2016 году газ повысился на 2%. Газ подорожает на 2,9% (2017 год), на 2,4% (2018 год) и на 2,1% (2019 год).

Тарифы отопление и воду увеличатся незначительно. Отопление, на которое приходится треть всех коммунальных расходов населения, будет дорожать быстрее всех. В новом году на 4,9%, в следующем году (2018) - на 4,4%, в 2019 году - на 4,1%. Цены на воду будут расти медленней - 4,9% (2017), 4,4% (2018), 4,1% (2019).

Рост цены на электричество, по сравнению с газом, будет идти медленнее, чем предполагалось. Ранее Министерство экономического развития рассматривало следующие расценки: в 2017 году 7,1 процентов, в 2018 году 5,4 - 5,9 процентов, в 2019 - 5,1 - 5,6 процентов.

Какие тарифы установлены для жителей Москвы на 2017 год? Согласно обнародованной информации, за содержание жилых помещений придётся платить (тарифы на 1-е полугодие 2017 года):

газоснабжение – 6,16 р. за 1 м куб.;
электроснабжение – 5,38 р. за 1 кВтч.;
централизованное горячее водоснабжение – 163,24 р. за 1 м.куб.;
отопление (тепловая энергия) – 2101,52 р. за 1 Гкал.;
холодная вода – 33,03 р. за 1 м.куб.;
водоотведение (канализация) – 23,43 р. за 1 м.куб.;
капитальный ремонт жилых домов – 15,0 р. за 1 м.кв.;
содержание жилых помещений площадью, находящейся в рамках установленных норм – 23,60 р. за 1 м.кв.;
содержание жилых помещений площадью, выходящей за рамки установленных норм – 26,53 р. за 1 м.кв.

Специалисты ЕИРКЦ подготовили обзор изменений в сфере ЖКХ, которые повлияют на суммы в квитанциях костромичей в новом году. Можно сразу сказать, что все они направлены на то, чтобы стимулировать установку общедомовых и индивидуальных приборов учета в домах и квартирах, а также активизировать работу управляющих компаний с собственниками жилья и нанимателями жилых помещений.

Новый порядок начисления платы за коммунальные услуги и содержание жилья в домах, находящихся в управлении УК и ТСЖ

С 1 января в составе платы за содержание жилья собственники и наниматели жилых помещений будут вносить плату за холодное и горячее водоснабжение, электрическую энергию, которые используются на содержание общего имущества дома. Размер расходов граждан будет определятся исходя из нормативов потребления на ОДН, действовавших на 1 ноября 2016 года. Для начисления данной платы решения собрания собственников не требуется. Эти деньги вносятся дополнительно к плате, установленной ранее общим собранием собственников жилья.

Что касается квитанций, которые жители региона получат в феврале, то здесь ниже строки «содержание жилого помещения» будет отражаться плата по каждому ресурсу, необходимому на содержание общедомового имущества, отдельно. Это сделано в целях более полного информирования собственников о составе затрат на оплату жилищных услуг.

В свою очередь показания общедомовых приборов учета будут использованы при расчетах управляющих компаний и ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями. Если фактическое потребление ресурсов превысило нормативное, то затраты по оплате «сверхнормативного» объема ресурса будут возложены на исполнителя услуг.

Прежняя схема начисления платежей за ОДН, когда их размер определялся исходя из показаний общедомовых приборов учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета, сохраняется лишь для многоквартирных домов с непосредственным способом управления, либо МКД, собственники которых не выбрали или не реализовали выбранный способ управления.

Перерасчет в связи с временным отсутствием

С 1 января существенно меняется порядок проведения перерасчетов за коммунальные услуги при временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета.

Раньше в течение 30 дней после прибытия потребителю достаточно было написать заявление о том, что он не проживал в квартире в течение определенного времени, и приложить следующие документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия:

  • а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
  • б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
  • г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
  • е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

С 2017 года перерасчет платы за коммунальные услуги в период отсутствия потребителя в квартире будет производиться по новым правилам. Согласно изменения в жилищном законодательстве на возврат уплаченных средств могут претендовать только те жители, в чьих квартирах отсутствует техническая возможность установки индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Получить соответствующий документ можно у исполнителя коммунальных услуг.

Расчет платы за ЖКУ при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан

Следующее изменение касается скорее тех, у кого в собственности несколько квартир. С 1 января при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, а также приборов учета объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Кроме того, если раньше количество временно проживающих определялось на основании заявления потребителя или протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным органом, то теперь достаточно акта, составленного исполнителем услуг.

Повышающие коэффициенты

Для тех, у кого приборы учета не установлены, с 1 января 2017 года применяется повышающий коэффициент к нормативу потребления - 1,5. Но есть исключение: строго по нормативу продолжат платить те, кто не имеет технической возможности установить прибор учета.

Что касается потребителей, которые не передают поставщикам показания счетчиков, то для них тоже предусмотрены неприятные санкции. Если ранее для граждан, не передающих показания приборов учета, расчет платы за электроэнергию и за услуги холодного и горячего водоснабжения в течение полугода производился на основании среднемесячных значений, то теперь этот срок сократился до трех месяцев. То есть в случае отсутствия данных три месяца абонент будет платить по-среднему, а затем - сразу по нормативу.