Интернет Windows Android

Соционический клуб: от аспектов к функциям. Качественный аспект информации Транспортировка данных - приём и передача данных между удаленными участниками информационного процесса

Читайте также:
  1. A) важность и существенность информации в настоящий момент
  2. A) Технологии, ориентированные на полученную обработку, передачу информации с помощью технических средств
  3. N33 Философские аспекты проблемы творчества. Гениальность и интуиция.
  4. Автоматизированные системы обработки информации и управления на автомобильном транспорте.
  5. Адаптация (экологические и эволюционные аспекты). Акклимация.
  6. Адаптивное управление при априорной неопределенности (непараметрическая обработка информации).
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Информация с точки зрения ее возникновения и последующих преобразований проходит три этапа, которые, собственно, и отражают ее семантический, синтаксический и прагматический аспекты информации.

Три аспекта рассмотрения информации:

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информация была эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т.е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы. Проявляется прагматический аспект информации только при наличии единства информации (объекта), потребителя и поставленной цели.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка. Семантический аспект информации отражает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус. Тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смыслу, и некоторого ключа, например алфавитного, позволяющего расположить слова в определенном порядке.

Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация (осуществляется ее сбор, передача, преобразование, отражение, представление, ввод или вывод), она представляется в виде специальных знаков, символов. Синтаксический аспект информации связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для ее передачи и хранения.

В зависимости от целей использования информации, в разные периоды могут учитываться синтаксический, семантический и прагматический аспекты информации. Человек сначала наблюдает некоторый факт окружающей действительности, который отражается в его сознании в виде определенного набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект.

Затем, после определенной структуризации этих данных в соответствии с конкретной предметной областью, человек формирует знание о наблюдаемом факте, что отражает семантический аспект полученной информации. Информация в виде знаний имеет высокую степень структуризации, что позволяет выделять полную информацию об окружающей нас действительности и создавать информационные модели исследуемых объектов. Полученные знания человек затем использует в своей практике, т.е. для достижения поставленных целей, что и отражает прагматический аспект информации.



Одним из важнейших параметров информации является её адекватность, т.е. степень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту (процессу, явлению).

В соответствии с выше названными аспектами различаются три формы адекватности информации:

1. Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает её смыслового содержания.

2. Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия информации об объекте самому объекту.

3. Прагматическая (потребительская) адекватность отражает отношение информации и её потребителя. Прагматический аспект связан с ценностью, полезностью использования информации потребителем для достижения поставленной цели.

Вернемся к той информации, которую мы получаем. Что это за информация, о чем она? О том, что огурец зеленый, человек злой, что уже (или еще?) 2 часа дня, что повышаются цены на нефть, а, следовательно, повышается цена на бензин, о том, что 2+2=4, о том, что грустно стало, что вы голодны, что жарко сегодня, что гвоздь можно забить молотком, и о том, что есть системы и модели… и так можно продолжать до бесконечности. Но можно и упростить задачу, обобщив эти отдельные кусочки информации.

В соционике вся информация объединена в 8 информационных аспектов. Называются эти аспекты информации так: «работа», «система», «воля», «комфорт», «эмоции», «отношения», «возможности», «события». Сразу хочу сказать, что это только названия. Возможно, они не очень удачные, но так уж сложилось в соционике, что они стали терминами и их употребляют, зная, какой смысл в них вложен. С этим смыслом мы и разберемся.

Во-первых, возникает вопрос, а как была объединена (или разделена) вся информация в эти 8 аспектов? И почему именно так? Неужели эти 8 слов охватывают всю возможную информацию?

Сначала я хочу сделать одно отступление о субъективности нашего восприятия. Ученые признали, что человеческое восприятие субъективно. Что значит «субъективное» восприятие? Большой Энциклопедический словарь дает такое толкование слова «субъективное»:

Субъективное - то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Значит, мы воспринимаем все не вполне точно, не всесторонне, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию и так, как позволяют воспринимать наши органы чувств.

Например, мы видим муху. А как ее видит лягушка? А змея? Ученые узнали, что некоторые животные слышат ультразвук, который мы не слышим, что некоторые животные видят только движущиеся объекты, и не видят то, что не движется. Некоторые животные «видят» тепло, исходящее от живых существ. Но мы-то этого не видим. Значит, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию. И это восприятие ограничено какими-то рамками. Еще пример. Мы знаем, что существует солнечное излучение. Физики могут рассказать о волнах, частицах и т. д. Но мы-то с вами воспринимаем тепло и свет, а не волны и частицы.

Поэтому мы будем говорить о субъективном восприятии всего, что нас окружает. Именно субъективно воспринимаемую информацию мы будем делить на аспекты.

Давайте посмотрим, как же произошло деление информации на 8 аспектов. Для этого нужно мысленно представить себе все, что есть в мире, который доступен восприятию человека, и разделить это «все», опираясь на определенные признаки.

Мы знаем, что живем в материальном мире. Во всяком случае, мы его так воспринимаем. И в этом материальном мире мы можем выделить вещество - то, что плотное, и поле - мы его не можем потрогать руками.

Теперь присмотримся к веществу внимательнее и заметим, что оно существует некими отдельными частями. Например, есть камни, песок, вода, деревья и т.д. Что их делает отдельными? Границы. Каждый отдельный объект где-то заканчивается. Значит, мы можем разделить вещество на объекты и пространство между ними. Кроме того, каждый объект имеет свои свойства.

А что же с полем? Толковый словарь Ожегова одно из значений этого слова определяет так:

Поле - пространство, в пределах к-рого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Магнитное п. Силовое п. П. тяготения.

Мы ощущаем силы поля как некую энергию .

Итак, мы имеем объекты, которые находятся в пространстве, где действуют некие силы, некая энергия. Но все это не находится в неизменном виде. И объекты, и пространство, и энергии постоянно изменяются. А мы воспринимаем эти изменения как время (события). Сначала зернышко, потом росточек, потом ствол появился, появились ветки. Постепенно вырастает дерево. Для человека эти изменения удобно фиксировать как время, последовательность во времени.

4 макроаспекта: объекты , пространство , энергия , время .

Вот мы уже и определили 4 макроаспекта : объекты , пространство , энергия , время . Они охватывают всю информацию, которую может воспринять человек. В соционике макроаспекты обозначают такими значками: , , , . Обратите внимание, значки макроаспектов двухцветные.

Но аспектов у нас 8, а не 4. Как же произошло деление дальше? А дальше каждый макроаспект расщепился надвое. Мы рассматриваем каждый макроаспект как состоящий из двух составляющих:

  1. Сущностная составляющая, т. е. его наиболее фундаментальные, определяющие свойства, то, что отличает данный объект от других.
  2. Отношенческая составляющая - соотношение, сопоставление сущностных составляющих между собой.

Проиллюстрируем эти составляющие на примере того, какую информацию мы можем иметь о таком бытовом предмете как стол.

Стол - деревянный, прямоугольный, у него есть ножки, на ножках расположена столешница. Главное, конечно, в столе - это горизонтальная поверхность, которая на что-то опирается, потому что стол используют для того, чтобы на него что-то положить, например, еду, чтобы за ним можно было выполнять какие-то действия сидя или стоя: писать, кушать, работать. Мы рассмотрели сущностные свойства стола, т. е. наиболее фундаментальные, определяющие свойства любого стола.

Люди придумали большое разнообразие столов: письменные, журнальные, кухонные. Есть столы с одной, двумя, тремя, четырьмя ножками. Столы являются частью мебельных гарнитуров, например, журнальный столик и два кресла; книжный шкаф, диван, кресла, обеденный стол и стулья. По материалу изготовления столы делятся на деревянные, стеклянные, пластиковые, металлические и т. д. Когда мы рассматриваем разнообразие и виды столов мы не можем это делать, не прибегая к сопоставлению , взаимному сравнению . Как видно из примера, соотношение объектов, в данном случае столов, нужны для некой классификации, упорядоченности знаний, систематизации, обобщений.

Таким образом, мы разделим макроаспект «объекты» () на 2 аспекта: «работа» () и «система» () (значки аспектов - одноцветные). Почему эти аспекты так называются? Потому что, используя свойства объектов (их сущность), мы что-то с ними делаем, производим какую-то работу (над ними или с помощью их). Возьмем, к примеру, дерево. Это достаточно мягкий материал (нет, ну не такой мягкий, как пух), но он мягче металла. Значит, дерево можно обрабатывать более твердым металлическим заостренным предметом: ножом, пилой, топором. Поскольку дерево не тонет, то можно сделать из него плот. Дерево горит, значит можно его использовать как топливо. Работая с объектами, человек создает технологии, методы, процедуры, процесс производства.

Аспект «работа» называют также «деловая логика» , «черная логика».

В соционике аспект «работа» называют также «деловая логика» , «черная логика» (по цвету значка, которым его обозначают - ).

Тут нужно заметить, что не всегда, когда вы встречаете слово «работа», речь идет о «деловой логике». Когда человек пишет программу, обслуживает клиентов, поет на сцене, сочиняет книгу, он тоже работает. Но это не работа с помощью объектов и над объектами. Поэтому нужно быть внимательным и помнить, что «черная» или «деловая логика» имеет дело только с объектами и их свойствами.

А сопоставление свойств объектов, соотношение этих свойств - это логическая информация о систематизации. Выделение общих свойств и различий, составление таблиц, схем, структур, математические вычисления, выстраивание в определенном порядке, нахождение алгоритма, определение последовательности, нахождение закономерностей, построение иерархии, классификация, статистика - все это логические операции.

Посчитаем? Сколько будет, если к двум стульям прибавить три стула? Понятно, что пять стульев. Скажите, нас интересовали свойства этих стульев (из чего они сделаны, какой способ крепления и т.д.), когда мы их считали? Нет, нас интересовало только их количество, т.е. соотношение объектов. Мы можем вообще мысленно отделить объекты и считать абстрактно: 2+3=5. Вот это и есть пример системной логики.

Аспект «система» называют также «структурная логика» , «белая логика» .

Аспект «система» называют также «структурная логика» , «белая логика» (опять же по цвету значка - ).

Теперь также разделим и остальные макроаспекты.

Аспект «воля» - «волевая сенсорика» , «черная сенсорика» .

Макроаспект «пространство» () делится на сущностный аспект «воля» («волевая сенсорика» , «черная сенсорика» - ) и отношенческий аспект «комфорт» («сенсорика ощущений» , «белая сенсорика» - ).

Аспект «комфорт» - «сенсорика ощущений» , «белая сенсорика» .

Мы помним, что деление происходит по признакам: сущность и соотношение. Сущность пространства - это наличие границ. Не было бы границ, не было бы и пространства. Как только появляются границы, то появляется и пространство, которое можно измерить. А границы всегда ограничивают что-то. Ограничение - это силовое воздействие. Чтобы ограничить что-то, нужно приложить силу. Сила нужна, чтобы изменять границы.

Поговорим о сущности пространства . Что такое пространство? Это место между объектами. Оно пустое. Но у нас есть возможность расширить его, сузить, занять какими-то объектами. Чтобы сделать все вышеперечисленное, необходимо применить силу. Любое изменение границ пространства требует приложения сил. Любое огран ичение связано с силой.

Поэтому аспект «воля» связан с силой. Пространство может быть не только физическим, но и психологическим. Вы наверняка слышали выражение «жизненное пространство». Эти «пространства» можно расширять, защищать, обогащать, увеличивать или уменьшать, охранять, беречь и т.д. Когда вы приобретаете что-то для себя, своего дома, семьи, вы укрепляете тем самым жизненное пространство. Когда вы зарабатываете деньги, обогащаетесь, то тоже укрепляете свое жизненное пространство.

Лексика этого аспекта такая: защита , нападение , ограничение пространства , поразить , убить , давление , дать отпор , волевое воздействие , принуждение , дисциплина , стойкость , власть , обладание , мобилизация , оборона , агрессия и т. д.

Информация о соотношении границ входит в аспект «комфорт». Представьте, что вы надеваете новые туфли. Вы говорите: «Мне неудобно в них. Туфли жмут». Как вы оценили удобно вам или нет? Вы почувствовали соотношение границ поверхности ноги и внутренней поверхности обуви. Соотношение этих двух границ и дало вам информацию о том, насколько обувь удобная или комфортная. То же самое происходит, когда вы садитесь в кресло или на стул. Вы ощущаете, как соприкасаются границы вашего тела и границы мебели. Вам комфортно или некомфортно сидеть. Вам комфортно или некомфортно (удобно или неудобно) в одежде, в помещении.

Представление о гармонии линий - это тоже информация о соотношении границ. Перед вами ваза с изящными линиями и пропорциями. Вы восклицаете: «Какая красота!» Вот еще одно слово, которое может относиться к аспекту «сенсорика ощущений». Если оценка красоты идет как оценка соотношения границ, то такую «красоту» мы отнесем к «белой сенсорике». Но вот если под красотой мы будем понимать эмоциональное восхищение, или дорогую статусную вещь назовем красивой, или назовем красивыми отношения, или даже математическую формулу, то такую «красоту» мы будем рассматривать в других аспектах. Такие слова называют многоаспектыми . Их отнесение к определенному аспекту зависит от того контекста, в котором употреблено слово и от того значения, которое имелось в виду. Слово «деньги», которое нам встретилось в аспекте «черная сенсорика» тоже многоаспектное.

Аспект «эмоции» - «этика эмоций» , «черная этика» .

Рассмотрим, как делится на аспекты макроаспект «энергия» (). Делится он на сущностный аспект «эмоции» («этика эмоций» , «черная этика» - ) и отношенческий - «отношения» («этика отношений» , «белая этика» - ). Энергия и эмоции, энергия и отношения… Как они взаимосвязаны? Изменение вашего эмоционального состояния, в сущности, это изменение энергетического состояния. Прислушайтесь к себе. Вот вам радостно, весело - ваше энергетическое состояние повышенно, кажется, что много сил, вы готовы петь, прыгать, вы готовы горы свернуть. Но как только настроение портится, то кажется, что краски дня гаснут, уходят силы, приходит апатия, ничего не хочется делать - ваше энергетическое состояние понижается. Поэтому сущностью макроаспекта «энергия» является внутреннее энергетическое эмоциональное состояние, или «эмоции»: страсть , радость , грусть , паника , азарт , энтузиазм , драматизм , настроение , депрессия , вдохновение , страх , тревога , печаль , горе , смех , плач , любовь (как эмоциональное состояние) и т. д.

«Отношения» же - это есть соотношение энергетических состояний . Вот вы встречаете человека, видите его хмурое лицо, слышите его грубые слова, в ответ на это ваше эмоциональное состояние изменяется, у вас складывается определенное отношение к этому человеку. Можно сказать, что встреча двух энергетических состояний породила определенное отношение между ними. Отношения направлены на кого-то или на что-то. Для отношений нужен второй объект, объект этих отношений.

Аспект «отношения» - «этика отношений» , «белая этика» .

Отношения можно описать такими словами: хороший , добрый , злой , деликатный , вежливый , терпимый , склочный , симпатичный , антипатичный , жестокий , плохой , любовь (как отношения), ненависть , конфликт , обида и т. д.

Аспект «возможности» - «интуиция возможностей» , «черная интуиция» .

Макроаспект «время» () делится на сущностный аспект «возможности» интуиция возможностей », «черная интуиция » - ) и отношенческий «события» интуиция времени », «белая интуиция » - ).

Представьте себе, что вы находитесь в какой-то точке пространства. У вас есть множество возможностей повернуться в любую сторону на все 360° и сделать шаг. Но все эти возможности потенциальные, пока еще не проявленные в жизнь. Из всех вы выберете только одну, и сделаете этот один шаг. И это уже будет совершенный шаг, проявленная возможность, событие. Я привела простой пример, но в жизни у каждого из нас в каждый момент времени существует бесконечное количество вариантов выбора. И от того, какую из этих потенциальных возможностей мы выберем, зависит дальнейшее развитие событий. Таким образом, возможность - это потенциальное событие, это сущность макроаспекта «время» . С интуицией возможностей связаны такие понятия как проницательность , видение положительного (отрицательного) потенциала , способности , суть , идеи , оригинальность , необычность , интерес , фантастичность , плохие и хорошие варианты , возможности , отрицательные и положительные черты , видение «обратной стороны медали» , бесперспективность , бессмысленность , заурядность .

Аспект «события» - «интуиция времени» , «белая интуиция» .

А вот свершенное событие и есть то, что будет отмечено на ленте времени. Это уже ход истории. Складывающиеся в последовательности события воспринимаются человеком как движение времени. В данном случае, как вы уже поняли, я под событием понимаю не только нечто грандиозное, но любую проявленную возможность, любое изменение: упала ручка со стола - это уже свершенное событие. Течение времени можно описать только в виде неких происходящих событий. Попробуйте записать, как прошло время одного дня, и вы увидите, что вы записываете то, что происходило в течение этого дня. Человек воспринимает время через события. А событие - это только одна из возможностей, которая проявилась. Поэтому соотношение возможностей - есть события, изменения (или время).

К интуиции времени относятся понятия: перспектива , события , изменения , перемены , предвидение , предсказание , опоздание , трата времени , ход истории , удача и др.

Хочу сделать одно важное замечание. Часто термины, употребляемые в соционике, путают с обыденным, бытовым значением слова. Так слово «интуиция» понимают как постижение чего-то в виде озарения. Конечно, таким путем можно постигнуть некую возможность, предвидеть будущие события. Но это только путь получения информации. И он не отражает соционического понимания интуиции возможностей. Возможно, у интуитов более развит канал постижения путем озарения. Но этот вопрос не исследован. Поэтому будет ошибкой всех людей, кого когда-то посетило озарение, или снятся вещие сны, или они видят «знаки», сразу относить к интуитам. Таким путем получения информации пользуются все люди: кто в большей, кто в меньшей мере. И отличать интуитов (точнее многомерных интуитов) мы будем иначе. Об этом поговорим позже.

Выше я упомянула о том, что много слов в языке многоаспектные. И конкретное отнесение какого-то понятия к определенному аспекту возможно только в контексте. Как же не запутаться в правильном определении аспекта информации? Например, есть сочетание «душевный комфорт». Было бы ошибкой отделить слово комфорт и отнести его к аспекту «сенсорика ощущений». Ведь душевный комфорт предполагает теплую атмосферу с приятным человеком. Это ближе к эмоциям, к тому состоянию, которое испытывает человек во время общения с другом, любимым. А если это состояние, то аспект, к которому относится «душевный комфорт» - это «этика эмоций» . Чтобы не совершать ошибок в определении аспекта информации, можно себя проверить, сделав шаг назад. То есть нужно вернуться к макроаспекту. «Душевный комфорт» - это пространство или энергия? Конечно энергия, значит правильным определением аспекта будет этика эмоций.

Еще пример многоаспектного слова - деньги. Вот два предложения:

Деньги - это средство обогащения.

Деньги - это бумага определенного качества, с нанесенными на нее знаками.

Чтобы правильно определить аспект информации, делаем шаг назад. В первом случае речь идет о расширении границ жизненного пространства. Это «волевая сенсорика» . Во втором случае речь идет об объекте и его свойствах. Это «деловая логика» .

Вот мы и рассмотрели все аспекты информации, которые человек воспринимает при взаимодействии с миром. Познакомимся с соционическими сокращениями аспектов информации, чтобы в дальнейшем пользоваться ими.

Аспекты информации в соционике
ЧЛ «работа», «деловая логика», «черная логика»
БЛ «система», «структурная логика», «белая логика»
ЧС «воля», «волевая сенсорика», «черная сенсорика»
БС «комфорт», «сенсорика ощущений», «белая сенсорика»
ЧЭ «эмоции», «этика эмоций», «черная этика»
БЭ «отношения», «этика отношений», «белая этика»
ЧИ «возможности», «интуиция возможностей», «черная интуиция»

Информационные аспекты проектирования . В процессе территориального планирования особенное значение имеет движение информации на всех стадиях разработки проектов. Найти информацию в ее огромных, непрерывно растущих потоках трудно. Неясно, какая именно информация может оказаться полезной. Единицы информации специалисты остроумно сравнивают со среднеазиатским способом измерения расстояний - чакрымами (кочевками), величина которых не может быть определена в километрах, а зависит от характера местности, наличия воды и т. п. Между тем потери в результате отсутствия информации очень велики, хотя и не всегда могут быть однозначно измерены и нередко приводят к неверным решениям. Кроме того, информация должна обязательно достичь уровня специалистов, принимающих решения. Перемещения информации на всех этапах проектирования носят перекрещивающийся характер , при этом происходят ее потери и искажения . Не рассматривая здесь субъективные факторы (недостаток квалификации, опыта и т. п.), отметим существенные объективные факторы потерь и искажений информации: слишком большой объем информации (неумение или невозможность выбрать необходимую информацию); неизвестность или недоступность источников информации; пробелы в исходной информации; непонимание специалистами смежных дисциплин друг друга и целей работы; отсутствие навыка и умения систематического мышления; отсутствие ориентации графической и текстовой интерпретации информации на потребителя.

Важно подчеркнуть следующие общие черты, характерные для использования информации в процессе территориального планирования: широта контактов с другими отраслями знания и множественность объектов, с которыми имеет дело проектировщик; возрастающие объемы различных информационных характеристик объектов и связей между ними при переборе вариантов решения; калейдоскопичность проблематики при обще-принятой в проектных организациях частой смене объектов проектирования.

Ситуация, при которой необходимость перерабатывать возра-стающие объемы информации будет все более обостряться, определяется ростом массивов научно-технической информации во всех областях, связанных или соприкасающихся с проектированием расселения и городов. Развитие наиболее передовых методов, в особенности математического моделирования, тематического картографирования, анкетирования, потребует привлекать и тща-тельно разрабатывать новые обширные массивы исходной информации, что увеличит во много раз информационные потоки и усложнит задачу их переработки в процессе проектирования.

При росте общего объема информации увеличивается парадоксальная нехватка ее по вопросам, представляющим наибольший интерес. Острее, чем во многих других отраслях проектирования, ощущается, что обширная, важная информация не достигает уровня принятия решений. Если раньше, при относительно ограниченном объеме информации, можно было надеяться исчерпать более или менее важные источники, то сейчас специалист по территориальному планированию часто не видит путей овладения всей существенной информацией и перестает стремиться к этому. Создается опасная практика поверхностного ознакомления с легко доступными, а нередко и случайными, материалами и конструирования прогнозов и проектных решений на основе интуитивных представлений.

Результаты проектирования (форма и содержание подачи материала) должны быть ориентированы на множественность и разнохарактерность потребителей: специально дифференцированное освещение вопросов в тексте, включая рубрикацию и четкий справочный аппарат; различные формы интерпретации текстовых и графических материалов - в сокращенном и расширенном объеме в виде принципиальных структурных схем и макетов и специально разработанных детализированных для данной цели чертежей, кратких резюме типа препринтов, направляемых в адрес заинтересованных организа-ций, и материалов популярного характера, адресованных широкому потребителю и пропагандирующих основные замыслы проекта; максимальное использование устных коммуникаций (доклады, непосредственное общение) и работы авторов в различного рода комиссиях по выбору площадок для строительства промышленных предприятий, осуществления авторского надзора и т. п. (памятуя слова Д. Прайса, что (наилучшим контейнером для транспортировки и распространения информации является сам ученый»).

В процессе территориального планирования необходимо органическое переплетение традиционных методов с новыми, в особенности с экономико-математическим моделированием, анкетированием, систематизированными экспертными оценками.

Математическим методам принадлежит потенциально огромное место при территориальном проектировании. Применение этих методов стимулируется: 1) использованием моделирования в широком смысле как основного способа мышления; 2) необходимостью широкого перебора альтернативных решений и учета многих взаимосвязанных и нередко противоречивых факторов; 3) накопленным опытом применения количественных методов благодаря традиционному и широкому использованию технико-экономиче-ских расчетов. Значительные трудности связаны со сложностью проектируемой системы, недостаточной разработанностью адекватных приемов математической интерпретации факторов и ха-рактеристик развития города.

При постановке оптимизационных планировочных задач стало очевидным, что использованию математических методов должны предшествовать разработка основного комплекса проблем традиционными приемами и последующий отбор факторов и альтернатив, в отношении которых целесообразно применение математического аппарата. При сопоставлении планировочных решений целесообразно ограничиться относительно небольшим числом действительно конкурентоспособных вариантов. Значительно важнее расширить круг характеристик и факторов, сравниваемых по каждому из вариантов. Четко выявилась необходимость постановки задач применительно к таксономическому уровню планировки при большом количестве возможных моделей и модификаций.

При территориальном планировании, когда важен не только общий поиск закономерностей, но и конкретное проектное решение, несовершенство существующих моделей, исходных данных и полученных результатов ощущается особенно остро. Здесь уместно напомнить замечание П. Хаггета по поводу попыток применения математических методов в географии. По его словам, многие из этих попыток производят впечатление математической экстравагантности, а большинство моделей «примитивно, допускает много исключений, и любую из них легче отвергнуть, чем защитить».

За истекшее время ситуация принципиально не изменилась. В чем дело? Почему применение электронно-вычислительной техники и весьма изощренных методов не всегда увеличивает достоверность градостроительных решений, а часто дает и отрица-тельные результаты? Объективные причины этого применительно к более широкой области социального прогнозирования убедительно проанализировал Г. Х. Шахназаров (1983) . Он обратил внимание на то, что всякое новое направление в науке переживает три стадии: вспышку общественных интересов, щедрые вложения и дотации, приток кадров и непомерные надежды; разочарование, утрату популярности у публики и энтузиазма у специалистов, скудный паек, прозябание; постепенное восстановление престижа, установление баланса между умеренными чаяниями и скромными результатами, финансирование по достоинствам.

По мере расширения масштабов применения математического моделирования зона неизведанного, неясного, непознанного отнюдь не уменьшается. Здесь уместно напомнить следующее высказывание В. И. Вернадского: «...Область, стоящая за границами математики и механических моделей, не уменьшается вековым ходом научного знания, но скорее увеличивается. В общем и сейчас математические формулы и механические модели играют роль не большую, чем прежде, если только мы обратим внимание не на отдельные области знания, а на всю науку в целом. Идет работа Сизифа: природа оказывается более сложной, чем разнообразие - бесконечное - символов и моделей, созданных нашим сознанием» (Вернадский, 1977). Сказанное не следует понимать как преуменьшение роли математического моделирования: в век компьютеризации это было бы нелепо. Но важно не фетишизировать эту роль, стремиться раскрыть и понять (в том числе с помощью математического аппарата) сущность явления, не подменять «игрой в модели» содержательный анализ исследуемых тенденций и закономерно-стей. Следует четко оценить характер, объем и адекватность вводимых в расчеты на ЭВМ данных, уяснить, насколько они будут «работать».

Любой специалист знает, что чрезмерное усложнение процедур их переработки после известного предела не способствует нахожде-нию правильного решения и лишь запутывает исследуемую ситуацию. Небезынтересны в связи с этим высказывания С. Бира. «Можно до бесконечности продолжать поиск данных и упорядочи-вать их, все это служит прекрасным развлечением,- подчеркива-ет С. Бир, - но мы должны задать вопрос: зачем?» Он формулирует свою мысль почти парадоксально: «Данные - это злокачественная опухоль, новейшая разновидность загрязнения окружающей среды. До тех пор, пока мы мыслим категориями обработки данных, проблема использования информации и знания для организации регулирования общества не решается, и решаться не будет. «Технически» проще заниматься обработкой данных... Совершенно очевидно, что данные являются первостепенным кассовым товаром... Однако позвольте мне повторить: данные сами по себе ничего не стоят». Прежде чем пользоваться процедурами обработки данных, надо понимать суть изучаемого . Если данных много и они выходят за пределы возможностей их восприятия,- утвержда-ет С. Бир, - то большая их часть оказывается совершенно никчемной и должна быть отфильтрована.

Для качественного формирования массива исходной информа-ции необходимо участие специалистов, имеющих высокую квалифи-кацию и способных понимать значение, характер и границы применения вводимых показателей . Особую трудность представляет учет взаимодействия и взаимовлияния всех факторов и показателей в процессе решения задачи. Пробные пропуски задачи вызывают необходимость уточнить, доработать и дополнить исходную информацию, что требует подготовки, и решения экономико-математической задачи параллельно с разработкой основных решений в качестве составной части работы. На всех этапах проектирования необходимо сохранять контроль над процессом моделирования: ясно оценивать степень условности вводимой исходной информации; квалифицированно осмысливать промежуточные и конечные результаты; широко использовать информацию, полученную на основе проектного опыта и традиционных методов расчетов во всех случаях, когда получить ее строгим математическим путем сложно или нецелесообразно. Работу по математическому моделированию нельзя передавать «на сторону»; необходим постоянный творческий контакт и тесное содружество всех групп специалистов, участвующих в ней.

Независимо от непосредственных результатов решения тех или иных математических задач постановка их в процессе проектирования имеет важное научное и практическое значение, позволяет лучше выявить структуру, взаимосвязи и параметры явлений, способствуя тем самым более глубокой и совершенной разработке проектов планировки. Уже сейчас развитие математического моделирования при проектировании расселения и городов сдерживается не столько отсутствием методов формализации исходной информации и удовлетворительных моделей, сколько недостаточной концептуальной разработанностью ряда основных проблем.

Наряду с оптимизационными моделями, учитывающими большое количество конкретных факторов и параметров, важное значение для проектирования среды человека могут приобрести абстрактные теоретические модели. Высокая степень абстракции, свойственная математическим моделям, способствует выяснению органических связей и закономерностей размещения населенных мест. Накопленный опыт построения и проверки абстрактных моделей указывает на большое значение поправочных коэффициентов и модификаций, зависящих от региональных особенностей. Исследованию этих особенностей, по-видимому, также должен быть придан общий теоретический характер, что позволит приблизиться к моделям, адекватно характеризующим исследуемые для данной территории закономерности. Поиск общей теории организации пространства в будущем, возможно, даст более важные выводы, чем оперирование с конкретными данными, условность и ограниченные временные рамки которых неизбежны.

Важно предостеречь от представлений о возможностях упрощенного решения проблем территориального планирования. Так, упоминавшееся «новое градостроительное мышление ХХ в.» (Ле Корбюзье и др.), формировавшееся в 20-х и 40-х годах под воздействием гигантских политических и социальных перемен, искало выход из острейших катаклизмов, сотрясавших города, в жизнестроительных потенциях архитектуры, ошибочно полагая, что главные проблемы жизни человечества может решить градостроительство. Под странным лозунгом «Революция или архитектура!» искали пути замены социальных преобразований архитектурными новациями. Полагали, что градостроитель может разработать и «предписать» городам такие новые планировочные и объемные решения, которые однозначно окажутся эффективными, реальными, оптимальными. Четко спроектированные функциональные зоны, огромные комплексы стандартных, лишенных ненужных украшений жилых и общественных зданий обещали ясную, логическую перспективу развития городов.

Нечто подобное происходило в других науках. Географам и экономистам, например, казалось, что построения В. Кристалле-ра, А. Лёша, Г. Ципфа позволили раскрыть фундаментальные закономерности расселения. «Количественная революция» в географии открывала новые горизонты, представлялось, что вот-вот будут созданы модели и программы, использование которых на ЭВМ позволит получить чудодейственные результаты, обеспечивающие точное прогнозирование и целенаправленное развитие городов.

Этим надеждам не было суждено сбыться. Жизнь оказалась сложнее, богаче, многоаспектное. Возникают новые сложные проблемы, требующие решения. Люди не хотят жить в безликих городах, построенных по шаблону. Архитектурные новации не решают социальных проблем. Источники роста городов не раскрываются упрощенными схемами. Прогнозы не могут быть подменены изощренными расчетными процедурами, не способными адекватно отразить богатство факторов, воздействующих на развитие городов. Фантастические проекты городов будущего, столь модные еще совсем недавно, все очевиднее представляются миражами, отдаленными от реальных траекторий развития городов.

Организация проектирования . Географ, участвующий в разработке проекта, становится членом авторского коллектива, включающего представителей многих специальностей. Крайне важно, чтобы это был коллектив единомышленников, каждый из которых на основании своих специальных знаний и мастерства разрабатывает свою часть задачи, но все вместе они стремятся к поиску наилучшего решения задачи в целом. При этом необходимо, чтобы специалисты, принимающие участие в разработке проекта, «слышали» и понимали друг друга, чтобы все существенное в предложениях каждого специалиста достигало уровня принятия решений, тщательно обсуждалось и принималось или отклонялось лишь после всестороннего анализа всех вариантов комплексного решения. Этот анализ должен проходить в демократической обстановке: любое пренебрежение со стороны руководителя проекта или утверждающей инстанции мнением специалиста, авторитарность при обсуждении и принятии решения могут обернуться серьезными потерями при реализации проекта. С развитием гласности и усилением роли общественности в обосновании, обсуждении и оценке градостроительных решений перед участниками процесса проектирования возникает о очень слож-ная задача - выявить и учесть буквально по крупицам общественное мнение по разрабатываемым вопросам, что требует больших организационных усилий и деликатности . Важно не просто отдать дань моде и даже не только выполнить требование максимальной демократичности в принятии решений, касающихся повседневной жизни миллионов людей - жителей городов и жилых районов, для которых разрабатываются проекты, но и обеспечить объективно более высокий уровень принимаемых решений. Путь к этому- обстоятельное разъяснение всех сторон и аргументов, учитываемых при том или ином проектном решении; широкое ознакомление с ними общественности с использованием средств массовой информации; продуманная организация общественных обсуждений с компетентным изложением целей и содержания проектов; организация социологических обследований с четко и правильно сформулированными вопросами, позволяющими получить ответы, ценные для проектирования.

В состав авторского коллектива по территориальному планированию входят: архитектор-градострои-тель (руководитель проекта), инженер-экономист (экономико--географ), инженеры - специалисты по оценке природных условий (физико-географ, геолог, климатолог, гидролог и др.), специалисты по инженерному обеспечению (по транспорту, водоснабжению и канализации, энергоснабжению, озеленению, инженерной подго-товке территории и др.), эколог (геоэколог). В круг задач экономико-географа входят: анализ современного состояния города; обоснование перспектив его развития (оценка градообразующего потенциала и расчет населения); обоснование проектной организации города (расчет объемов жилищного и культурно-бытового строительства, анализ и выбор совместно с другими специалистами вариантов территориального формирования города и развития его планировочной структуры); определение необходимых капиталовложений (совместно со специалистами, проектирующими инженерные системы). Решение этих задач представляет собой исключительную по важности часть процесса проектирования. Эколог (геоэколог) обеспечивает экологическое обоснование любых проектов территориального планирования: анализ и картографирование компонентного и комплексного загрязнения окружающей среды, включая зону шумового дискомфорта и радиоактивного загрязнения, участвует в разработке мероприятий ее стабилизации и др.

Гл. 3. Генеральная схема планировки территории

Общие положения

Под генеральной схемой планировки территории Украины , как уже указывалось в разд. 1.3, понимается градостроительная документация, определяющая концептуальные решения планировки и использования территории Украины. В Генеральной схеме предусматривается рациональное использование территории Украины, создание и поддержание полноценной жизненной среды, охраны окружающей среды, охраны здоровья населения, охраны памятников истории и культуры, определение государственных приоритетов развития систем расселения„ производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры. Генеральная схема планировки территории разрабатывается на основе закона Украины «О планировании и застройке территорий» (2000 г) иных правовых и нормативных актов, методических и инструктивных материалов.

В бывшем СССР разрабатывалась «Генеральная схема расселения на территории ССР», созданная в 70-х годах и представляла собой впервые разработанную долгосрочную концепцию развития системы населенных мест в масштабе Советского Союза. В то же время необходимо отметить, что до этого, в основном в 60-е годы, практически вся территория СССР была охвачена сетью районных планировок по республикам, краям и областям. Советом по изучению производительных сил (СОПС) при Госплане СССР была разработана Генеральная схема развития и размещения производитель-ных сил СССР. - На этой основе Центральный научно-исследовательский и про-ектный институт градостроительства (ЦНИИПградостроительства) разрабатывал первую ре-дакцию Генсхемы расселения для СССР.

К основным научным концепциям, на которых основывалась разработка генеральной и региональных схем расселения на территории СССР и других союзных республик, относятся концепции Единой системы расселения (ЕСР), Групповых систем населенных мест (ГСНМ), Опорного каркас, а расселения и др.

Основные положения концепции Единой системы расселения заключались в том, что в условиях централизованного планирования государство может формировать такую систему расселения, в которой городские и сельские поселения существенно не отличаются по услови-ям жизнедеятельности, уровню жизни и обслуживания; обеспечиваются равноценные условия жизни в городах различной величины; население размещается по территории наиболее раци-онально . Концепция ЕСР носила в значительной мере нормативный характер, предлагала пути для планомерного развития системы населенных мест исходя из иерархичности систем расселения и их сопряжения с основными единицами административно-территориального деле-ния и социально-экономического районирования СССР. Предполагалось равномерное распре-деление населения по территории страны и ограничение роста больших городов при развитии малых и средних. При этом недостаточно учитывалась одна из важнейших черт урбанизации, а именно фокусирование городского населения в наиболее выгодных точках и ареалах. Следует отметить, что политика ограничения роста больших городов рассматривалась в документах коммунистической партии и правительства СССР в качестве своеобразной политико-экономи-ческой доктрины, что отражалось во всех плановых, градостроительных и научных разработках того времени. Политика ограничения роста больших городов (основных очагов урбанизации) могла привести в действительности к сдерживанию урбанизации в стране и препятствовать наиболее эффективному развитию и распространению инноваций. Необходимо, однако, иметь в виду, что вышеуказанная политика не была реализована в чисто количественном плане, то есть по показателям численности населения городов различной людности.

Концепция ЕСР в методологическом плане в определенной мере исходила из теории центральных мест, основные положения которой первоначально получили развитие в работах В. Кристаллера, а позднее А. Лёша. Следует отметить, что работы этих авторов высоко оценива-лись в географической науке в СССР и России. Как отмечал Ю.Г. Саушкин, «заслуги В. Крис-таллера и А. Лёша заключаются в том, что они сделали попытку открыть закон взаимного пространственного размещения населенных пунктов, увидеть поддающийся расчету порядок в кажущемся хаосе размещения городов и селений и, познав объективный закон, применить его при проектировании населенных пунктов на вновь осваиваемых территориях» (Саушкин, 1973).

Существенно подтвердить, что при всех уязвимых сторонах концепции Единой системы рас-селения, она была важной попыткой рассмотреть комплексно всю систему населенных мест в огромной, различающейся своими региональными особенностями стране и в этом смысле нашла разностороннее применение при разработке Генеральной схемы расселения на террито-рии СССР. Наиболее полно концепция Единой системы расселения охарактеризована в рабо-тах Б.С. Хорева (Хорев, 1981 и др.),

Другая научная концепция, примененная при разработке Генеральной схемы расселения, - концепция групповых систем населенных мест (ГСНМ) . Эти последние определялись авторами Генеральной схемы расселения как системы тесно взаимосвязанных городских и сельских по-селений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью общественных центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха.

В связи с этим возник вопрос о соотношении понятий ГСНМ и городской агломерации. В советской и российской литературе по географии населения понятие «городская агломерация» определяется как компактная пространственная группировка преимущественно город-ских поселений, объединенных многообразными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему, представляющую целостное социально-экономическое образование. ГСНМ представляет собой в этом случае планируемую, управляемую городскую агломерацию. Примечательно, что идея Единой системы расселения, строго говоря, не противоречит концеп-ции ГСНМ, хотя последняя не предусматривала сплошного территориального охвата всей страны групповыми формами расселения. Здесь необходимо отметить, что научная полемика по поводу теоретических основ развития системы (городского) расселения в СССР и на Украине с начала 70-х годов была во многом идеологизирована и отражала, кроме того, борьбу науч-ных школ и ведомств, что отчетливо просматривается в многочисленных публикациях указан-ного периода. Однако непредвзятое рассмотрение этих концепций показывает, что, возникнув и развиваясь относительно самостоятельно, они, по сути дела, интегрируют различные сто-роны системного подхода к расселению. Концепция ГСНМ носила отчетливо выраженный градостроительный характер и исходила из приоритета циклов пространственно-временной доступности для населения систем разного уровня, как правило, тяготеющих к городским агломерациям. В основе идеи о формировании Единой системы расселения страны также ле-жал тезис о необходимости преобразования крупных сложившихся агломераций, их реконст-рукции и развития в качестве опорных узлов научно-технического прогресса . При этом важ-нейшим направлением планомерного развития ЕСР стало выделение сети опорных центров расселения и их высшего звена - городов и городских агломераций. В этом смысле идея ЕСР в том виде, как она излагалась в более поздних публикациях авторов Генеральной схемы расселения на территории СССР, не противоречит концепции опорного каркаса расселения. Более того, эта последняя концепция была в дальнейшем использована для основных теоретических построений в рамках развития Генеральной схемы расселения на территории СССР и Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.

Все концепции взаимосвязанного системного расселения в СССР исходили из того, что система расселения вообще и городского расселения в частности подлежит совершенствованию, развитию с помощью плановых и планово-планировочных мер. Необходимо, однако, отметить и другие подходы, согласно которым развитие расселения подчинено действию не-подвластных человеку законов. Такие подходы исходят из того, что система расселения имеет высокую степень саморазвития и управление ею должно сводиться к улавливанию законов развития системы и прогнозированию обратных реакций на управленческие действия.

Согласно теории соционики всю существующую в природе информацию можно разделить на восемь аспектов . Каждому из её типов будет соответствовать один из источников ; также они будут иметь свои характерные свойства. Благодаря этим особенностям можно без труда очертить границы между всеми аспектами.

Как мы уже говорили, информация происходит от четырёх типов источников: объектов, событий, структур объектов и структур событий. Им соответствуют такие признаки как “сенсорика”, “интуиция”, “этика” и “логика”. Каждый из них лежит в основе своей пары аспектов: для удобства их называют “белыми” и “чёрными”.

Для формирования устойчивых ассоциаций между аспектами и их сферами, каждому типу информации приписывают свою пару близких терминов. Так, БС – это ощущения и состояния объектов, ЧС – влияния и потенциал объектов, БИ – изменения и вероятность событий, ЧИ – идеи и варианты событий, БЭ – оценки и отношения, ЧЭ – реакции и поведение, БЛ – причины и закономерности, а ЧЛ – следствия и технологии.

Чтобы лучше понимать, почему для обозначения аспектов используются именно эти понятия, необходимо разбираться в самих свойствах информации. Так, в соционике их рассматривается три пары: интровертность/экстравертность , рациональность/ иррациональность и динамичность/статичность . Рассмотрим их поподробнее:

Интровертность/экстравертность

Первое разделение между аспектами возникает из-за различий в характере возникновения информации. Так, к интровертным относятся аспекты, сведения по которым возникают вместе с самим источником информации (поэтому они как будто замкнуты на себе). Тогда как сведения по экстравертным аспектам возникают уже вследствие взаимодействия этих источников (то есть они всегда выражены вовне). Например, БС – это информация об ощущаемых нами качествах объектов (например, вкус), тогда как ЧС – это информация о способности объекта повлиять на эти БС-качества (например, она проявляется, когда мы говорим, что горчица может повлиять на остроту блюда, а сладкий кетчуп – нет).

Рациональность/иррациональность

Другое разделение между аспектами проходит на границе первичных (сенсорики и интуиции) и вторичных (этики и логики) признаков информации: оно определяет, через какую психическую функцию наше сознание обрабатывает информацию. Так, для иррациональных аспектов это ощущение, а для рациональных – осмысление. Например, мы ощущаем течение событий, чувствуем, что должно и не должно с нами происходить (БИ), тогда как то, как оно устроено и почему события происходят с нами, мы понимаем уже в результате осмысления этой информации (БЛ).

Динамичность/статичность

Последняя пара свойств описывает, каким образом проявится источник информации: через динамику или через статику. Так, в первом случае это будет информация о неких конкретных свойствах, постоянно изменяющихся во времени, тогда как во втором – об абстрактных, устойчивых на длительных отрезках времени. Например, взаимодействуя с другими людьми, через поступки мы выражаем своё отношение к ним. В данном случае поступки (ЧЭ) – это нечто переменчивое, они существуют лишь в момент их совершения и могут быть разные в разных ситуациях, тогда как отношение (БЭ) к человеку более устойчиво, оно может не меняться годами и при этом каждый раз проявляться как-то по-другому.

Следует заметить, что свойства информации взаимосвязаны. Например, если аспект является динамичным и интровертным, он обязательно будет и иррациональным. Проиллюстрируем, как связаны аспекты и их свойства:


Теперь, основываясь на уже известной информации, опишем, какие типы сведений относятся к каждому аспекту:

  1. Белая сенсорика : ощущения, вкусы, запахи, самочувствие, тактильные ощущения;
  2. Чёрная сенсорика : власть, влияние, способности, авторитет, статус, капитал и деньги, ресурсы, сила, выносливость.
  3. Белая интуиция : тенденции, изменения и вероятность событий.
  4. Чёрная интуиция : идеи, варианты событий
  5. Белая логика : причины явлений, закономерности и устройство чего-либо.
  6. Чёрная логика : следствия явлений, технологии и навыки.
  7. Белая этика : отношения между людьми (друг/враг, любовь/ненависть) и оценка чего-либо в принципе (вкусно/невкусно, приятно/неприятно).
  8. Чёрная этика : реакции на объекты и события (смех, плач, гнев) и формы поведения (дарить подарки, здороваться при встрече)

Более подробно об аспектах можно прочитать в одной из

Растровый редактор. Вычислительная сеть. Топология сети. Текущий дисковод. Команда. Информационная система. Видеопамять. Базовая аппаратная конфигурация. Программный интерфейс. Протокол. Служебное программное обеспечение. Графический редактор. Защита данных. Драйвер. Таблица размещения файлов. Векторный редактор. Мышь. Реляционная базы данных. Монитор. Транслятор. Управляющее устройство. Программно-аппаратный интерфейс.

«Понятие экономической информатики» - Совокупные затраты. Метод экономической информатики. Доля расходов на ИТ. Основные экономические модели. Предмет изучения экономической информатики. Экономическая информатика и информационные технологии. Разочарование от внедрения ИТ. Доля. Информационные процессы. Доля в образовании экономистов. Место деятельности ИТ.

«Наука информатика» - Основные понятия и определения информатики. Интерфейсы вычислительных систем. Кибернетика. Предмет и задачи информатики. Дисциплина «Информатика». Свойства информации. Динамический характер информации. Достоверность информации. Техническая наука. Истоки и предпосылки информатики. Автоматизация. Задачи информатики. Рейтинговая система. Доступность информации. Интерфейс. Источник информации. Сведения об окружающем мире.

«Экономическая информатика» - Система. Свойства данных, информации и знаний. Информатика. Синтаксическая мера информации. Структура аналитической информации. Схема функционирования ИС. Экономическая информация как стратегический ресурс. Основные компоненты ИС. Структура экономической информатики. Появление ЭВМ. Метод экономической информатики. Данные, информация и знания, измерение и применение. Меры информации. Экономическая информатика и информационные системы.

«Рабочая программа по экономической информатике» - Комплект профильного курса. Информация и информационные процессы. Портфолио. Диагностическое исследование. Творческий проект. Сочинение. Анкетное исследование. Формирование рационального потребительского бюджета семьи. Алгоритмизация и программирование. Основы алгоритмизации. Система управления. Учебно-методический комплект. Текущая диагностика. Победитель конкурса. Категориальный аппарат. Форма проведения аттестации.

«Занимательная информатика» - Блок-схемы пословиц. Кукушка. Скупой платит дважды. Семь раз отмерь. Винчестер. Реши ребусы. Окошко. Куй железо пока горячо. Реши кроссворд. Час занимательной информатики. Элементы ПК. Дело. Название информационного процесса. Виды информации. Недосол. Попробуй прочитай. Указанное место. Все на поиск терминов. Умный в гору не пойдет. Пословицы с компьютерной начинкой. Опознай пословицу. После дождичка.