Интернет Windows Android

Приказ ввод в эксплуатацию программного обеспечения. Положение об использовании программного обеспечения

В соответствии с письмами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля № 07-21, Министерства образования Иркутской области -37-9947/10, в целях координации деятельности по внедрению пакета свободного программного обеспечения (далее – ПСПО) в образовательных учреждениях Шелеховского муниципального района , на основании плана мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить план мероприятий по переходу на свободное программное обеспечение ОУ Шелеховского района.

2. Руководителям общеобразовательных учреждений в срок до 29.10.2010:

а) назначить ответственных за:

Деинсталляцию (удаление) пакета стандартного (базового) программного обеспечения (СБППО);

Деинсталляцию прочего нелицензионного ПО, имеющегося на школьных компьютерах;

Внедрение пакета свободного программного обеспечения;

б) составить графики установки ПСПО в общеобразовательном учреждении по форме (приложение 1). Копию графика представить в МУ «ИМОЦ» ;

в) ознакомить работников образовательного учреждения, пользующихся персональными компьютерами, с нормативными документами, предусматривающими ответственность за использование не лицензионного программного обеспечения;

г) ознакомить работников образовательного учреждения с «Планом мероприятий по переходу на ПСПО ОУ Иркутской области».

3. Ответственным за внедрение пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях до 25.12.2010 провести все мероприятия по установке ПСПО на 80% компьютеров (возможно как вторая операционная система).

4. Назначить ответственными:

1) специалистов ресурсного центра МУ «ИМОЦ» , - за обеспечение технической поддержки процесса внедрения свободного ПО в общеобразовательных учреждениях Шелеховского района и осуществление контроля за внедрением и использованием ПСПО в образовательном процессе;

2) , программиста ресурсного центра МУ «ИМОЦ», - за установку свободного программного обеспечения в управлении образования.

5. Руководителю ресурсного центра МУ «ИМОЦ»:

1) ознакомить руководителей общеобразовательных учреждений с ответственностью за использование нелицензионного программного обеспечения (приложение 2);

2) организовать консультирование педагогическим работникам Шелеховского района по вопросам использования ПСПО.

7. Возложить ответственность за аудит наличия нелицензионного программного обеспечения (ПО) и исполнение данного приказа на руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов МУ «ИМОЦ», управления образования.

8. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Начальник управления

С приказом ознакомлены:

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

________________ «___» ______________ 2010 г.

В дело № 04-02

УТВЕРЖДЁН

приказом начальника

управления образования

План мероприятий по переходу на ПСПО общеобразовательных
учреждений Шелеховского района

Наименование мероприятия

Ответственный

I. Нормативно-правовые мероприятия

Организация установки ПСПО, не менее чем на 80 % компьютеров ОУ, регистрация школ на портале технической поддержки ПСПО http://www. spohelp. ru/region и областном портале http://edu38.ru

Организация и проведение мониторинга внедрения ПСПО в образовательных учреждениях Шелеховского района. Предоставление ежемесячного отчета по установленной форме.

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»,

Ежемесячно

II. Инженерно-технические мероприятия

Общеобразовательные учреждения

необходи-мости, но не реже 1 раза в год

Контроль совместимости компьютерного оборудования с ПСПО

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

При подготовке конкурсных заявок и приобре-тении оборудо-вания

Деинсталляция пакета СБППО на всех компьютерах ОУ и личных компьютерах педагогов ОУ (за исключением программы 1С: ХроноГраф Школа, лицензия на которую действительна до 31 декабря 2019г.)

Общеобразовательные учреждения

Установка свободных аналогов часто используемого программного обеспечения на все компьютеры образовательного учреждения (в том числе работающие под операционной системой Windows)

Общеобразовательные учреждения

По мере необходи-мости

Изучение и тестирование возможностей ПСПО для организации образовательного процесса

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», общеобразовательные учреждения

В течение года

Внесение информации об отсутствии в ПСПО драйверов периферийных устройств в электронную форму на областном портале http ://edu38.ru

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ»

По мере необходи-мости

III. Методологические мероприятия

Наполнение раздела, посвященного внедрению ПСПО в образовательных учреждениях, на областном портале http ://edu38.ru

Областной ресурсный центр ОГОУ ДПО «ИПКРО»

Ежемесячно

Методическое сопровождение и консультирование специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

ОГОУ ДПО «ИИПКРО»

Spohelp. ru - портал информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО ОУ РФ;

http://freeschool. altlinux. ru/ - сайт компании Alt Linux;

Linux. irk. ru - Иркутское сообщество пользователей ОС Linux;

Постоянно

Повышение квалификации, обучение специалистов образовательных учреждений по внедрению и использованию пакета свободного программного обеспечения, в том числе по техническим аспектам внедрения (установки) ПСПО

ОГОУ ДПО «ИИПКРО», ОГОАУ ДПО «ИРО»

Постоянно

Включение мероприятий по внедрению ПСПО в муниципальные и областные программы развития , конкурсы, фестивали и иные мероприятия.

Министерство образования Иркутской области;

Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района, ресурсный центр МУ «ИМОЦ», образовательные учреждения

Постоянно

Приложение 1

к приказу начальника

управления образования

График установки ПСПО

в МОУ ______________________________________________________

Приложение 2

к приказу начальника

управления образования

Программное обеспечение и лицензия на него

Для определения юридических рисков использования нелицензионного программного обеспечения необходимо прежде всего дать определение программного обеспечения с точки зрения действующего законодательства.

Следует отметить, что российское законодательство не содержит такого понятия, как «программное обеспечение». Приведенное понятие используется в обыденной жизни, а также является термином, под которым специалисты (либо пользователи) понимают компьютерные программы и информацию, предназначенные для решения определенного круга задач и хранящиеся на материальных носителях.

В Гражданском кодексе РФ содержится определение понятия «программа для электронно-вычислительной машины» (программа для ЭВМ), под которой понимается «представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования электронно - вычислительной машины и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения»1.

Документ по состоянию на август 2014 г.


В рамках выполнения работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России "Налог-3", в соответствии с Положением о развитии АИС "Налог", утвержденным приказом ФНС России от 29.03.2013 N ММВ-7-6/134@ в действующей редакции, и с учетом результатов проведения опытной эксплуатации программного обеспечения "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и других документов в электронном виде" (далее - ПО ПК "ГП-3") в соответствии с приказом ФНС России от 12.11.2012 N ММВ-7-6/839@ с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 24.12.2013 N ММВ-7-6/994@, от 13.06.2013 N ММВ-7-6/198@ и от 24.09.2013 N ММВ-7-6/399@, приказываю:

1. Внедрить в промышленную эксплуатацию ПО ПК ГП-3 в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в подведомственных инспекциях управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева) обеспечить координацию работ, выполняемых в рамках настоящего приказа.

3. ФГУП ГНИВЦ ФНС России (В.Б. Безруков):

3.1. Обеспечить размещение ПО ПК ГП-3 в Фонде алгоритмов и программ ФНС России, включая инструкции по инсталляции и эксплуатации программного обеспечения.

3.2. В трехнедельный срок с даты издания настоящего приказа передать Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных функции администрирования и эксплуатации глобального приемного комплекса, сервера мониторинга и информационного реестра участников документооборота ПО ПК ГП-3 на федеральном уровне.

3.3. Обеспечить доработку и сопровождение ПО ПК ГП-3 в процессе промышленной эксплуатации.

4. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (С.Ю. Клочков) обеспечить контроль за бесперебойным функционированием оборудования, а также выполнять функции по установке и эксплуатации глобального приемного комплекса, сервера мониторинга и информационного реестра участников документооборота ПО ПК ГП-3 с даты исполнения пункта 3.2 настоящего приказа.

5. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Обеспечить установку локальных приемных комплексов ПО ПК ГП-3 в подведомственных инспекциях.

5.2. Обеспечить контроль за проведением работ в подведомственных инспекциях в рамках настоящего приказа и бесперебойным функционированием оборудования.

6. Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить установку локальных приемных комплексов ПО ПК ГП-3 и контроль за бесперебойным функционированием оборудования.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.


Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

От. .2013 г. №________

О внедрении в управление деятельностью ОУ электронного журнала «ЭЖ»

С целью совершенствования информационного обеспечения процессов управления школой, планирования и организации учебного процесса на основе внедрения информационных технологий в соответствии с Приказом Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н и статьей 74 главы 12 раздела III ТК РФ «Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда»

«План работ по внедрению ЭЖ» (Приложение № 1);

«Регламент ведения ЭЖ» (Приложение № 2);

«Регламент оказания государственной услуги ЭД» (Приложение № 3);

«Инструкцию по ведению учета учебной деятельности с помощью ЭЖ» (Приложение № 4);

«Регламент оказания помощи при работе в ЭЖ» (Приложение № 5).

2. Провести внедрение ЭЖ в соответствии с Графиком работ по внедрению ЭЖ (Приложение № 1).

3. Использовать ЭЖ для фиксации всех видов урочной и внеурочной деятельности, в том числе уроков, факультативов, кружков, занятий группы продленного дня.

4. Заместителям директора по УВР Куловой Г.А. и Абугалиевой Ю.Х. обеспечить контроль над выполнением Графика работ по внедрению ЭЖ.

5. Заместителям директора по УВР Куловой Г.А. и Абугалиевой Ю.Х. обеспечить информационное наполнение ЭЖ по модулю «Учебный процесс», организовать контроль за своевременностью и правильностью работы учителей-предметников и классных руководителей по информационному наполнению ЭЖ и своевременностью информирования родителей о текущей и итоговой успеваемости и посещаемости учащихся.

6. Возложить на Козбаева Э.А., системного администратора, обязанности по контролю над техническим обеспечением работы ЭЖ согласно должностным обязанностям.

7. Возложить на Козбаева Э.А., системного администратора, обязанности по консультированию учителей по вопросам работы ЭЖ согласно должностным обязанностям.

8. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.

Директор школы М.Д.Султанова

Бюджетное муниципальное общеобразовательное учреждение «Ахтубинская средняя общеобразовательная школа»

« О введении электронного

классного журнала 2013-2014 учебном году »

В соответствии с Законом РФ от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Распоряжениями Правительства РФ от 17.12.2009г. №1993-р и от 7.09.2010г. №1506-р и на основании приказа Управления по образованию, спорту и молодежной политике №23 от 01.03.2011г. «О внедрении информационной образовательной среды «Дневник.ру», в связи с мероприятиями по реализации государственной услуги по представлению информации о текущей успеваемости учащегося, введение электронного журнала успеваемости в общеобразовательных учреждениях РФ

  1. Организовать с 01.09.2013 г. работу по пробному внедрению электронного журнала на базе ИОС «Дневник.ру».
  2. Назначить ответственными за организацию внедрения электронного журнала успеваемости заместителей директора по УВР Кулову Г.А. и Абугалиеву Ю.Х.
  3. Назначить системным администратором по ведению электронного журнала Козбаева Э.А.
  4. Создать рабочую группу по внедрению сервиса «Электронный журнал» на период с 01.09.2013г. по 31.05.2014г. в составе:
  5. Кулова Г.А. – заместитель директора по УВР;

    Козбаев Э.А. – системный администратор;

    Кунусова С.Ш.– заместитель директора по ВР;

    Абугалиева Ю.Х.– заместитель директора по УВР;

    классные руководители 1-11 классов;

    Живолуп Н.А.– учитель информатики;

    Джунусова Л.И.– педагог-психолог.

    – план мероприятий по внедрению электронного дневника в учебный процесс в срок до 25.08.2013г.;

    – локальные нормативные акты, обеспечивающие переход к использованию ЭЖ. (Локальные акты разместить на сайте общеобразовательного учреждения) в срок до 01.09.2013г.

  6. Подготовить технические средства ИКТ и программное обеспечение.
  7. Возложить следующие обязанности на сотрудников школы:
  8. установка необходимого для работы электронного журнала программного обеспечения, его своевременное обновление;
  9. обеспечение надлежащего функционирования созданной программной среды;
  10. предоставление реквизитов доступа учителям, классным руководителям, администрации школы;
  11. архивирование базы данных и сохранение ее на нескольких электронных носителях с целью предотвращения утери базы данных;
  12. работа со справочниками и параметрами системы;
  • разделение класса на подгруппы совместно с учителями предметниками и классными руководителями в начале каждого учебного года;
  • осуществление связи со службой технической поддержки;
  • предоставление консультаций и обучение (при необходимости) участников проекта основным приемам работы с программным комплексом.
  • своевременное заполнение и контроль за актуальностью данных об учащихся в базе данных ИОС;
  • предоставление реквизитов доступа родителям и учащимся школы;
  • вести учет сведений о пропущенных уроках учащихся;
  • разделение класса на подгруппы совместно с учителями предметниками в начале каждого учебного года;
  • · информирование родителей о поведении и успехах учащегося через текстовые сообщения внутри системы и возможностях просмотра электронного дневника.

  • разделение класса на подгруппы совместно с классным руководителем в начале каждого учебного года
  • · составление календарно-тематического плана;

    · заполнение данных об успеваемости и посещаемости учащихся, видах учебных занятий, домашних заданиях;

    Заместитель директора по УВР

  • осуществление систематического контроля над ведением электронного журнала учителями;
  • внесение изменений в расписание.
  • контролирует работу заместителей директора, ответственного администратора.
  • www.30ahtubinskaja-soh.edusite.ru

    Автоматизация производства

    Пример внедрения уникальной программы

    В качестве примера внедрения уникальной программы на предприятии рассмотрим проект автоматизации Управления производственно-технологической комплектации. УПТК — филиал ГУП «Башкиравтодор», персонал составляет около 80 человек работающих. Основная функция — централизованное снабжение порядка 60 дорожно-строительных управлений — филиалов ГУП, расположенных в каждом районе Башкортостана. Централизованное снабжение, в котором участвуют также некоторые отделы ГУП, включает в себя сбор заявок филиалов, заключение договоров с поставщиками, заказ и доставку ТМЦ на склад и непосредственно потребителям, распределение ТМЦ между потребителями согласно сводных планов и заявок потребителей, оплату счетов поставщиков и выставление счетов филиалам.

    В результате небольшого бесплатного обследования УПТК было подготовлено коммерческое предложение на автоматизацию. После внимательного изучения предложения Заказчиком (ДП «Инфодор» ГУП «Башкиравтодор») был подписан договор на разработку и внедрение уникальной конфигурации программы 1С:Предприятие. Целью разработки ставилась автоматизация функции управления централизованным снабжением филиалов ГУП «Башкиравтодор».

    Работа по договору была разбита на четыре этапа — обследование предметной области, разработка технического задания, создание уникальной конфигурации для программы 1С:Предприятие и внедрение программы в работу в УПТК и ГУП.

    Этап обследования

    Работа по проекту началась с подготовки приказа по ГУП «Башкиравтодор» о проведении обследования. Приказ определил, в какие сроки будет проведено обследование, кто выступит в качестве экспертов со стороны заказчика, функции каких подразделений должны быть обследованы. В соответствии с приказом было проведено обследование функций начальника УПТК, отдела комплектации, планово-экономического отдела, отдела договоров, бухгалтерии УПТК. Кроме того, в процесс обследования были включены также производственный отдел, отдел главного энергетика, отдел главного механика и маркетинговый отдел ГУП «Башкиравтодор». Обследование отделов ГУП потребовалось потому, что функция централизованного снабжения в ГУП выполняется не только в УПТК. В отделах ГУП сосредоточены функции формирования потребности в ресурсах и контроль финансов, выделяемых на снабжение.

    Обследование началось с изучения положений об отделах и должностных инструкций персонала. После этого были проведены устные консультации со специалистами и собраны образцы документов, обеспечивающих функцию централизованного снабжения. Особенное внимание было уделено бухгалтерии УПТК. В бухгалтерии, кроме документооборота, подробно изучались приказ об учетной политике, план счетов УПТК, состав регистров аналитического учета, состав и отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

    По результатам обследования специалистами отдела проектирования информационных систем был подготовлен отчет, который включал в себя:

    • модель документооборота «как-есть»;
    • образцы первичных документов, названия которых содержатся в модели;
    • план бухгалтерских счетов «как-есть» с указанием регистров аналитического учета по каждому из счетов;
    • перечень всех хозяйственных операций с указанием первичных документов и корреспонденций бухгалтерских счетов;
    • Контекстная диаграмма полученной модели «как-есть» показана на рисунке.

      Модель «как-есть» прошла несколько сеансов экспертизы в процессе разработки.
      Экспертиза модели оказалась весьма полезной.
      На самых ранних этапах экспертизы в модель были внесены существенные дополнения, связанные с большим разнообразием бизнес-процессов реального снабжения — через склад, транзитом автотранспортом, транзитом сыпучих материалов по железной дороге.
      В процессе разработки модели было собрано и проанализировано свыше двухсот образцов документов.

      В таблице приведен фрагмент плана счетов «как-есть» бухгалтерии УПТК.

      При подготовке плана счетов «как-есть» выявилось, в частности, что счет 10 в бухгалтерии УПТК не является счетом-группой для субсчетов 10.1, 10.2 и т.д., а является субсчетом (ему можно было бы дать условный код 10.0), предназначенным для учета материалов, поставляемых филиалам через склад.

      Ниже приводится пример описания хозяйственных операций по приходу товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на склад УПТК. Такие описания были выполнены для всех хозяйственных операций, выявленных в процессе обследования.

      Функциональная модель, план счетов и перечень хозяйственных операций были согласованы с Заказчиком. Бухгалтерами были подписаны каждая страница разработанных документов.

      Анализ модели «как-есть» выявил частичное дублирование функций персонала ГУП и УПТК. В частности, выяснилось, что заявку поставщику может подготовить как отдел комплектации ГУП, так и отдел маркетинга УПТК. Все вопросы, которые могли иметь неоднозначное решение и сказались бы на разработке технического задания, были собраны в специальный отчет и представлены руководству Заказчика. Было проведено несколько совещаний, в которых приняли участие заместитель генерального директора ГУП по экономике, начальник УПТК, начальники отделов ГУП и УПТК. В результате по всем вопросам были получены решения, которые были закреплены в разработанном техническом задании.
      Ниже приведен фрагмент таблицы, содержащей некоторые вопросы и решения, принятые руководством Заказчика.

      Этап разработки технического задания

      Для разработки технического задания специалистами отдела проектирования информационных систем были использованы подготовленный отчет об обследовании и сводная таблица решений по принципиальным вопросам.
      Основу технического задания составила функциональная модель уникальной конфигурации 1С:Централизованное снабжение. Ниже показана диаграмма декомпозиции первого уровня модели.
      Модель охватила процессы планирования сводной годовой потребности для складского и транзитного товарооборотов, контроля заявок филиалов на получение ТМЦ, учета тендеров, договоров и дополнительных соглашений с поставщиками, распределения финансов по поставщикам, контроля заявок поставщикам на выделение ТМЦ, регистрации поступления ТМЦ на склад и по транзиту, формирования разнарядок на распределение ТМЦ, выписки доверенностей, ТТН, счетов, счетов-фактур, платежных поручений. Были предусмотрены оперативный и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и филиалами, а также учет ТМЦ на складе и в транзите.

      Построенная модель позволила до разработки уникальной конфигурации и внедрения программы выявить перечень АРМов, необходимых для автоматизации процесса. Для каждого АРМа были четко определены его функции. Все эти функции были уточнены и согласованы с Заказчиком в процессе обсуждения модели на совместных совещаниях. Таким образом, именно на этапе разработки технического задания были заложены основы будущего успешного внедрения системы. Пользователи системы заранее узнали, как изменятся их должностные обязанности после внедрения системы и успели подготовиться к этому психологически.

      В частности, специалисты отдела комплектации осознали, что каждое утро им придется начинать с ввода в информационную базу приходных ордеров, поступающих со склада. Такое решение приняло руководство УПТК, так как невозможно было автоматизировать удаленный склад из-за отсутствия надежной связи. Хотя нагрузка на работников отдела выросла, они с пониманием отнеслись к ситуации. Благодаря наличию электронных приходных ордеров стало возможным обеспечить контроль за процессом формирования разнарядок — теперь специалисты отделов ГУП уже физически не смогли бы распределить больше материалов, чем поступило на склад.

      В процессе подготовки технического задания выявилось, что необходимо спроектировать около 130 новых отчетных форм, около 40 из которых незначительно отличались друг от друга. При этом специалисты Заказчика не были уверены, что это полный комплект, и в скором времени руководству не потребуются новые отчетные формы. Поэтому в техническое задание была включена разработка специального генератора отчетных форм, позволяющего получить как известные, так и новые отчеты. Генератор, для настройки которого не требуется программист, позволяет получать и сохранять описания новых форм, отличающихся составом и расположением реквизитов, а также фильтрацией и сортировкой записей. На рисунке ниже показана экранная форма генератора отчетов.

      Остальные 90 форм отчетов были спроектированы на основании функциональной модели «как-будет», форм документов, входящих в отчет об обследовании, и модели данных.

      Модель данных уникальной конфигурации, спроектированная в процессе подготовки технического задания, включила в себя описание атрибутов и связей более 200 информационных сущностей — справочников и документов. Тем не менее, грамотное разбиение модели на логические фрагменты — диаграммы — сделали ее вполне доступной для специалистов Заказчика.
      На рисунке приведена часть одной из диаграмм модели данных. Диаграмма позволяет получить наглядное представление о составе атрибутов и связях достаточно простого документа — заявки отдела ГУП на ТМЦ.

      Информационная модель легла в основу спроектированных интерфейсов. В техническое задание были включены интерфейсы свыше 30 новых справочников и около 90 новых документов.
      На рисунке приведены интерфейс и печатная форма документа «Заявка отдела».

      Автоматизация УПТК совпала по времени с переходом организаций Российской Федерации на новый план счетов, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н. Поэтому было принято решение разрабатывать план счетов, включаемый в техническое задание, с учетом перехода на новую нумерацию счетов. Такая разработка была выполнена совместно с главным бухгалтером УПТК на основе старого плана счетов УПТК, приказа Минфина и нового плана счетов, утвержденного ГУП «Башкиравтодор».
      В таблице приведен небольшой фрагмент плана счетов УПТК «как-будет».

      Интересно отметить, что план счетов «как-будет» изменился по сравнению с планом счетов «как-есть» не только потому, что был осуществлен переход на новую нумерацию счетов, но и потому, что одновременно были исправлены ошибки в бухгалтерском учете. В частности, у счета 10 появился новый субсчет 10.8, на котором стали учитываться материалы, переданные в переработку. До этого металл, отпущенный на завод с целью изготовлению ножей для бульдозеров, списывался с 10 счета, что искажало базу для расчета налога на имущество.
      Еще более существенным изменениям подвергся перечень хозяйственных операций. Результаты обследования позволили новому главному бухгалтеру УПТК не только быстро ознакомиться с особенностями учета во вверенном ему подразделении, но и внести предложения по существенному дополнению перечня и содержания хозяйственных операций. Все предложения главного бухгалтера были учтены в техническом задании.

      Описанная выше ситуация по переработке металла нашла следующее отражение в техническом задании в разделе описания хозяйственных операций «как-будет»:

      * Открывается одна карточка на общую стоимость приходуемых материалов (стоимость приходуемых материалов = стоимость материалов, переданных на переработку + стоимость услуг).

      Аналогичные описания были подготовлены для более чем двухсот хозяйственных операций — всех, которые были ранее или планировались в будущем. Для каждой хозяйственной операции были явно определены первичный и электронный документ, на основании которого будут формироваться проводки.

      И, наконец, в текстовой части технического задания были сформулированы общие требования к локальной вычислительной сети, серверу, рабочим станциям, системному и прикладному программному обеспечению. Для обеспечения функционирования уникальной конфигурации требовалось подключить к локальной вычислительной сети все отделы УПТК и часть отделов ГУП «Башкиравтодор». Установить на сервере сетевую операционную систему Windows 2000 advanced server. На рабочих станциях — систему Windows 98 SE. На сервере также требовалось установить MS SQL Server 2000 для обеспечения работы версии 1С:Бухгалтерия для SQL. Выбор версии был обусловлен большим количеством одновременно работающих в сети пользователей — более 10, и большим объемом операций по вводу документов.

      Монтаж локальной вычислительной сети, приобретение и установку сервера, рабочих станций, системного и прикладного программного обеспечения взяли на себя специалисты дочернего предприятия «Инфодор» ГУП «Башкиравтодор». Все работы были выполнены с высоким качеством и в требуемый срок.
      Пока Заказчик готовил сеть и компьютеры, специалисты отдела программирования и внедрения разработали на основании технического задания уникальную конфигурацию «1С:Централизованное снабжение».

      На этапе конфигурирования программисты предприятия «Софт-портал» реализовали все требования, заложенные в техническом задании. В качестве основы для разработки уникальной конфигурации «1С:Централизованное снабжение» послужила компонента «Бухгалтерский учет» системы 1С:Предприятие.
      В процессе конфигурирования было запрограммировано свыше 400 новых объектов метаданных — справочников, субконто, счетов, документов, обработок и отчетов. На рисунке ниже приведен фрагмент получившегося дерева метаданных.

      Разработанная уникальная конфигурация содержит настройку наборов прав и интерфейсов для 18 АРМов. Перечень автоматизированных рабочих мест, включенных в конфигурацию, приведен в таблице.

      Насколько сильно различаются интерфейсы АРМов, хорошо видно из следующей иллюстрации. Ниже показано содержание меню «Журналы документов» двух АРМов — бухгалтера склада и отдела комплектации.

      Работы по конфигурированию были проведены отделом программирования и внедрения быстро и эффективно. Специалисты смогли полностью сосредоточиться на программировании, так как имели все необходимые для работы ресурсы. Ясное и полное представление о функциях, структуре данных, интерфейсе будущей конфигурации, содержащееся в техническом задании, позволило программистам:

      • Составить детальный план работы и обеспечить контроль за сроками и полнотой разработки;
      • Не отвлекаться на прояснение каких-либо вопросов у представителей Заказчика;
      • Создавать каждый программный модуль только один раз — без переделок и доработок.
      • Полученная конфигурация прошла тройное тестирование еще до установки у Заказчика. Прежде всего, каждый вновь разработанный объект метаданных был протестирован разработавшим его программистом. После того, как конфигурирование было закончено, к тестированию подключился отдел проектирования. Специалисты отдела проверили готовую конфигурацию на полноту и соответствие техническому заданию. Последнее, самое важное тестирование, провели специалисты по внедрению. Они разработали отдельные тестовые примеры для АРМов. На небольшом объеме тестовых данных проверялся весь технологический процесс функционирования АРМа — от ввода записей в справочники и документы до получения и распечатки отчетов. Все ошибки, обнаруженные на втором и третьем этапах тестирования, документировались в специальных протоколах тестирования. Тестирование повторялось до тех пор, пока не были устранены все выявленные ошибки.

        И, наконец, на этапе конфигурирования были разработаны отдельные инструкции для всех АРМов. Каждая инструкция, разработанная совместно программистами и специалистами по внедрению, состоит из трех частей. В технологической части инструкции приведен общий порядок действий для пользователя АРМа. Во второй части инструкции описаны действия пользователя при вводе каждого элемента справочника или документа. И, наконец, в последней части инструкции описана последовательность действий для получения каждого отчета.

        Ниже приведена выдержка из инструкции АРМа отдела комплектации по вводу документа «Приходный складской ордер».

        Документ «Приходный ордер» предназначен для регистрации прихода материалов на склад.
        Необходимо заполнить следующие реквизиты основной части документа (последовательно):

  1. Поставщик — выбирается контрагент по справочнику.
  2. Заявка поставщику — выбирается документ из журнала заявок поставщику, связанный с выбранным поставщиком, на его основе заполняются реквизиты «Договор» и «Доп. соглашение».
  3. Доверенность УПТК — выбирается документ из журнала доверенностей УПТК, связанный с выбранным поставщиком. По табличной части доверенности автоматически происходит заполнение табличной части приходного ордера.
  4. Вид товарооборота — по умолчанию выбрано «Склад».

Табличная часть документа заполняется на основании документа «Доверенность УПТК». Однако нельзя вводить в табличной части номенклатуру, не соответствующую указанной в спецификации договора. Если в документе «Доверенность УПТК» имеется номенклатура, не входящая в спецификацию договора, то выводится предупреждающее сообщение.
Далее заполненную автоматически табличную часть документа можно свободно редактировать. Однако, возможен ввод только той номенклатуры, которая указана в спецификации договора. Цена автоматически проставляется по спецификации, но может корректироваться.
Кнопка «Записать» производит сохранение документа только в случае правильного заполнения всех реквизитов документа. При записи проверяется заполнение номенклатуры в табличной части документа. Если выбранная номенклатура или ее количество не соответствует выбранной заявке поставщику, выводится предупреждающее сообщение, однако документ сохраняется.

Этап внедрения для любой системы является наиболее ответственным и сложным. На этом этапе происходит болезненная замена старой, но привычной технологии работы на более передовую, но непривычную. Нагрузка на пользователей на этапе внедрения вырастает в несколько раз. Приходится выполнять не только повседневные обязанности, но и значительный объем работ по первоначальному заполнению справочников и вводу остатков. Кроме того, грамотное внедрение требует вести параллельную работу по старой и новой технологиям хотя бы месяц. При этом появляется возможность сравнить результаты и повысить качество новой системы за счет своевременного выявления недоработок.
Организация этапа внедрения является ключевым фактором для успеха всего проекта в целом. Можно провести подробное обследование, написать качественное техническое задание, разработать самую совершенную программу — без внедрения вся эта работа пойдет в корзину. Мы гарантируем внедрение благодаря специальной процедуре обеспечения успешного внедрения. В основу этой процедуры положены простые принципы планирования и контроля.

Вот как происходило внедрение уникальной конфигурации «1С:Централизованное снабжение». Прежде всего, специалисты отдела программирования и внедрения подготовили приказ по ГУП «Башкиравтодор» о порядке внедрения системы. Приказ определил перечень мероприятий, сроки, исполнителей, обязанности и ответственность персонала Заказчика в процессе внедрения. Фактически приказ с приложениями стал детальным планом внедрения системы. Приводим его здесь практически полностью.

В целях организации работ по внедрению программного обеспечения бизнес-процессов планирования, организации и контроля функции снабжения УПТК ГУП «Башкиравтодор»

  • Персоналу ГУП БАД пройти обучение использованию разработанной программы в срок до 18.12.2001г. согласно графика, представленного в Приложении 1.
  • Начальнику отдела ОКиС (Латыпову Р.С.) принять разработанную программу автоматизации в опытную эксплуатацию в УПТК и ГУП БАД с 18.12.2001 г. по акту.
  • Персоналу ГУП БАД, чьи рабочие места оснащены новой программой, обеспечить ежедневный ввод первичных документов и ведение учета в новой программе. Результаты работы персоналу регистрировать в индивидуальных «Журналах учета работы с программой». Замечания и пожелания по доработке программы персоналу регистрировать в индивидуальных «Журналах замечаний».
  • Персоналу ГУП БАД провести опытную эксплуатацию программы в период с 18.12.2001 г. по 14.01.2002 г. в соответствии с графиком выполнения работ, представленном в Приложении 2.
  • Персоналу ГУП БАД принимать участие в совещаниях по рассмотрению и устранению замечаний по внедрению и доработке программы в срок до 15.01.2002 г
  • Начальнику отдела ОКиС (Латыпову Р.С.) по результатам опытной эксплуатации составить перечень необходимых доработок на основе индивидуальных журналов замечаний в срок до 16.01.2002 г. После устранения замечаний разработчиками программы принять программу в промышленную эксплуатацию по акту.
  • Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора по снабжению и общим вопросам Калимуллина С.М.
  • Генеральный директор Аминов Ш.Х.

    Важно отметить, что приказ был подписан генеральным директором ГУП после того, как прошел согласование с каждым специалистом, участвующим в процессе внедрения. Согласование позволило специалистам внести свои предложения по составу и срокам выполнения работ. Благодаря процессу согласования с самого начала была создана доброжелательная атмосфера командной работы, позволившая в дальнейшем избежать множества проблем.
    Разработанная уникальная конфигурация была установлена на более чем 20 рабочих мест. Обучение удалось сделать максимально быстрым и эффективным благодаря наличию индивидуальных инструкций для каждого рабочего места. Специалисты Заказчика учились выполнять только те функции, которые были для них четко определены заранее. Процесс обучения завершился принятием программы в опытную эксплуатацию по акту. В процессе обучения была решена одна из важнейших психологических проблем, мешающих внедрению. Людей пугает все незнакомое. После обучения программа перестала пугать пользователей, она стала знакомой.

    Важнейшим фактором успеха любого процесса, наряду с его четким планированием и организацией, является обеспечение контроля. Контроль процесса внедрения уникальной конфигурации в ГУП «Башкиравтодор» был обеспечен специальными механизмами и процедурами контроля.
    В качестве механизмов контроля выступили «Журнал учета работы с программой», «Журнал замечаний» и «Еженедельный сводный отчет о внедрении».

    Еще в процессе обучения каждому пользователю были розданы индивидуальные 10-ти страничные «Журналы учета работы с программой» и «Журналы замечаний».
    Ниже приведен пример записи в «Журнале учета работы с программой».

    www.soft-portal.ru

    Реализация кадровой политики предприятия и денежные расчеты с персоналом

    Предлагаем Вам рассмотреть вопрос об использовании для реализации кадровой политики предприятия и денежных расчетов с персоналом в Вашей организации новой версии наиболее популярной программы «1С» – «1С:Зарплата Управление персоналом 8»

    Основные возможности работы в «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8»

    Конфигурация «Зарплата и Управление Персоналом» - прикладное решение нового поколения для предприятий любого типа, предназначенное для повышения эффективности работы по следующим направлениям:

    Руководство

  • управление структурой предприятия и составляющих его организаций,
  • широкие возможности планирования и анализа кадровой политики и кадрового состава,
  • полный контроль за работой отдела персонала, отдела кадров, бухгалтерии в области кадровой политики;
  • принятие управленческих решений на основе полной и достоверной информации;
  • Отдел персонала

  • планирование потребностей в персонале;
  • решение задач обеспечения бизнеса кадрами - кадровое планирование, подбор, анкетирование и оценка;
  • управление компетенциями, обучением, аттестациями работников;
  • управление финансовой мотивацией персонала;
  • эффективное планирование занятости персонала;
  • оценка эффективности затрат на подбор персонала
  • Отдел кадров

    • учет кадров и анализ кадрового состава;
    • представление регламентированной отчетности в государственные органы;
    • воинский учет
    • Бухгалтерия

    • начисление и выплата заработной платы;
    • исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов с фонда оплаты труда;
    • отражение начисленной зарплаты и налогов в затратах предприятия.
    • представление регламентированной отчетности в государственные органы

    С целью ведения бухгалтерского учета обеспечена совместная работа конфигурации «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8» с решением «1С:Бухгалтерия 8».

    Возможные доработки под специфику Заказчика:

  • Создание новых справочников, необходимых Заказчику.
  • Выгрузка в Excel шаблонов табелей учета рабочего времени для заполнения табельщиками.
  • Загрузка из Excel табелей учета рабочего времени заполненных табельщиками.
  • Формирование печатных форм в формате, утвержденном на предприятии Заказчика:
    • Приказ об установлении заработной платы
    • Приказ о приеме на работу генерального директора
    • Приказ о приеме на работу по совместительству, временно
    • Приказ о приеме на работу
    • Приказ о переводе
    • Приказ на премию
    • Трудовой договор
    • Приложение к Трудовому договору
    • Приказ о сложении полномочий Генерального директора
    • Приказ об увольнении за прогул
    • Приказ об увольнении по собственному желанию
    • Приказ об увольнении по соглашению сторон
    • Приказ об увольнении в связи с сокращением штата работников
    • Приказ об увольнении в связи с истечением срока действия трудового договора
    • Задание на испытательный срок
    • Договор на выполнение работ с физическим лицом. (Гражданско-правовой договор)
    • Выписка из приказа
    • Графики работы
    • Печать конвертов для расчетных листков
    • Создание и настройка видов расчетов по алгоритму Заказчика:
      • Доплата к отпуску
      • Доплата к больничному листу
      • Оплата по договору по часовой ставке
      • Оплата сверхурочных часов в полуторном размере по итогам года
      • Компенсация за обед региональным сотрудникам
      • Выплата за использование личного авто
      • Выплата за использование личного телефона
      • Премия месячная, квартальная, полугодовая, годовая
      • Дополнительная годовая премия
      • Доплата за совмещение
      • Расходы на автотранспорт, сверхнормативные командировочные, представительские расходы, прочие расходы.
      • Учет выплат в разрезе cost-центров
      • Выплата от обратного
      • Отчеты:
        • П-4
        • Отчет по использованию рабочего времени
        • Отчет об остатках отпусков
        • Отчет о своевременности создания кадровых документов
        • Отчет по учету рабочего времени
        • Отчет о посещаемости офиса сотрудниками на основании данных, поступающих из пропускной системы
        • Отчеты по медицинскому страхованию
        • Обмен данными:
          • С корпоративными информационными системами Заказчика в формате утвержденном Заказчиком
          • Загрузка измененных данных из файла Excel
          • Массовый перевод в другое подразделение
        • Документы:
          • Договор о материальной ответственности индивидуальной
          • Договор о материальной ответственности коллективной
          • Договор о возмещении расходов по использованию личного имущества
          • Платежное поручение на уплату налогов и по исполнительным листам
          • Настройка нумерации документов по маске
          • 4кт выполненных работ по ГПД
          • Договоры медицинского страхования
          • Другое по желанию Заказчика
          • С учетом нашего опыта по внедрению программных комплексов предлагаем Вам следующий план внедрения:

          • Поставка «1С:Зарплата Управление персоналом 8».
          • Планирование работ по проекту.
          • Обучение и консультирование пользователей работе в «1С:Зарплата Управление персоналом 8».
          • При необходимости настройка под особенности ведения учета предприятия
            Структура работ по настройкам:
            • Экспресс-обследование, предварительное определение объема работ
            • Детальное обследование схемы ведения учета в организации, выявление несоответствий и пожеланий;
            • Разработка ТЗ на настройки;
            • Выполнение настроек в «1С:Зарплата Управление персоналом 8»;
            • Тестирование корректности работы базы;
            • Конвертация данных в «1С:Зарплата Управление персоналом 8» из предыдущих версий «1С:Предприятие» или других информационных систем;
            • Опытная эксплуатация;
            • Управление изменениями;
            • Внедрение в промышленную эксплуатацию;
            • Сдача-Приемка работ;
            • Обучение пользователей работе в измененной конфигурации.
            • Поддержка пользователей при работе с программой в рамках абонентского обслуживания.
              Абонентское обслуживание включает в себя оказание следующих услуг:
              • Уведомление пользователей по электронной почте об изменениях в типовых конфигурациях и релизах программ и формах регламентированной отчетности.
              • Обновление релизов типовых и нетиповых программ, конфигураций и форм отчетности.
              • Консультирование пользователей по вопросам правильной методики работы с установленной или модифицированной конфигурацией на территории пользователей.
              • Проведение профилактических работ с программой (проверка корректности ввода информации, тестирование баз данных, резервное копирование баз данных).
              • Произведение настройки интерфейсов и прав доступа по запросу пользователей.
              • Проведение модифицирования типовых конфигураций и форм отчетности ПП по письменному запросу пользователей (оформляется отдельным договором сопровождения).
              • Организация приобрела лицензию на право использования СКЗИ "КриптоПро" с неограниченным сроком действия. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы?

                1) Налоговый учет: если в лицензионном договоре не определен срок его действия, значит расходы, для целей налогового учета, придется списывать на протяжении пяти лет. Для того, чтобы избежать разницы, необходимо для целей бухгалтерского учета закрепить приказом руководителя срок полезного использования лицензии также пять лет. 2) Бухгалтерский учет: если организация приобрела неисключительное право на использование компьютерной программы по лицензионному договору, то такие расходы списываются равномерно в течение срока ее полезного использования. Для целей бухучета срок полезного использования программы утверждается приказом руководителя. Более правильным будет, в учетной политике для целей бухучета закрепить такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы. Подробный порядок отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета приведен ниже, в рекомендации №2.

                Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

                Налог на прибыль

                Расходы на приобретение компьютерной программы учитывайте при расчете налога на прибыль в следующем порядке.

                Если организация приобретает компьютерную программу вместе с компьютером, стоимость программы из стоимости компьютера выделять не нужно. Если компьютер приобретен без минимального программного обеспечения, расходы на покупку и установку таких программ включайте в первоначальную стоимость компьютера как расходы на доведение до состояния, пригодного к использованию (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7756, от 29 ноября 2010 г. № ШС-17-3/1835.

                В остальных случаях учтите компьютерную программу в составе нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие условия*:

                Организация обладает исключительным правом на компьютерную программу;
                исключительное право и существование самой компьютерной программы подтверждены документально;
                компьютерная программа используется в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд*;
                использование компьютерной программы может принести экономические выгоды (доходы)*;
                срок полезного использования компьютерной программы составляет свыше 12 месяцев*.

                Такие требования перечислены в пункте 3 статьи 257 Налогового кодекса РФ.

                Расходы на приобретение исключительных прав на компьютерную программу стоимостью более 40 000 руб. списывайте через амортизацию (подп. 2 п. 3 ст. 257, подп. 26 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 256 НК РФ). Начинайте начислять амортизацию со следующего месяца после ввода компьютерной программы в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

                Затраты на приобретение исключительных прав на программу для ЭВМ стоимостью 40 000 руб. или менее, а также на программы, которые нельзя учесть в составе нематериальных активов (например, при получении права на ее использование по лицензионным и сублицензионным соглашениям), отражайте в составе прочих расходов (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом расходы, связанные с использованием программы по лицензионному договору, организация вправе учесть при расчете налога на прибыль независимо от того, зарегистрирована программа в Роспатенте или нет (письмо Минфина России от 17 марта 2008 г. № 03-03-06/1/185).

                Если организация применяет метод начисления, периодические платежи за использование компьютерной программы учитывайте по мере их начисления (п. 1 ст. 272 НК РФ).

                Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль распределять единовременный разовый платеж за пользование неисключительными правами на компьютерную программу? Организация применяет метод начисления.

                Да, нужно.

                Объясняется это тем, что при методе начисления расходы признаются в том периоде, к которому они относятся. Если расходы относятся к нескольким отчетным периодам, их нужно распределить.

                Расходы списываются равномерно (по отчетным периодам). Срок списания расходов определяется по договору или другому документу (например, бланку лицензии, в котором указан срок ее действия)*.

                Если период, к которому относятся расходы, точно определить невозможно (например, в лицензионном договоре не определен срок его действия), расходы придется списывать на протяжении пяти лет (п. 1 и 4 ст. 1235 ГК РФ)*.

                Такой порядок устанавливает пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 23 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/14039, от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/331 и от 30 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/225.

                Главбух советует: есть аргументы, позволяющие не распределять единовременный разовый платеж за пользование компьютерной программой при методе начисления, а признать его единовременно. Они заключаются в следующем.

                При методе начисления расходы необходимо распределять, только если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ). Поэтому если получение дохода (поставка программного обеспечения) и осуществление расходов (оплата за программное обеспечение) происходят в одном периоде, то распределять данные расходы нет необходимости. Их можно списать единовременно (в том периоде, к которому они относятся) (абз. 1 п. 1, подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

                Однако, учитывая позицию Минфина России, это право, скорее всего, придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (покупателей компьютерных программ) (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 августа 2011 г. № А56-52065/2010, Московского округа от 8 декабря 2008 г. № КА-А40/10120-08, от 7 октября 2008 г. № КА-А40/8215-08, Поволжского округа от 16 февраля 2009 г. № А55-9496/2008).

                Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение неисключительных прав на компьютерную программу. Организация применяет общую систему налогообложения.

                В апреле текущего года ЗАО «Альфа» приобрело экземпляр компьютерной программы для ведения бухучета по цене 24 000 руб. (по лицензионному договору). Исключительные права на компьютерную программу организации не принадлежат. В мае программа была установлена на компьютер бухгалтера.

                «Альфа» применяет метод начисления и платит налог на прибыль помесячно.

                Затраты на приобретение компьютерной программы относятся к нескольким отчетным периодам. Согласно учетной политике в бухгалтерском и налоговом учете такие расходы списываются равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя организации. Период для списания расходов на приобретение компьютерной программы приказом руководителя организации установлен равным 12 месяцам (срок действия лицензионного договора).

                В апреле бухгалтер «Альфы» сделал следующие записи:

                Дебет 97 Кредит 60
                – 24 000 руб. – учтены расходы на приобретение компьютерной программы.

                С мая текущего года по апрель следующего года бухгалтер отражал списание стоимости компьютерной программы проводкой:

                Дебет 26 Кредит 97
                – 2000 руб. (24 000 руб. : 12 мес.) – списана стоимость компьютерной программы.

                С мая текущего года по апрель следующего года при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учитывал в составе прочих расходов стоимость компьютерной программы в сумме 2000 руб.

                Обновления к приобретенному экземпляру компьютерной программы учитывайте в составе прочих расходов организации на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 19 июля 2012 г. № 03-03-06/1/346).

                Компьютерную программу организация может не только создать самостоятельно, но и купить.

                Покупая компьютерную программу, организация может приобрести:*

                Исключительные права на нее по договору отчуждения;
                права на ее использование (неисключительное право, лицензию) по лицензионному договору.*

                Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 1233, пунктом 1 статьи 1235 и статьей 1236 Гражданского кодекса РФ.

                Права на использование

                Если организация приобрела право на использование компьютерной программы по лицензионному договору (неисключительное право, лицензию), то это право может быть исключительным или неисключительным.*

                Если организации была предоставлена исключительная лицензия, она является единственной, кто использует компьютерную программу в рамках переданных ей прав. Например, по заказу организации разработана программа для управленческого учета.* По договору организации принадлежат исключительные права на использование программы в своей хозяйственной деятельности, а разработчику – исключительные права на нее. В такой ситуации разработчик не имеет права предоставлять компьютерную программу в пользование другим лицам, а организация не имеет права распоряжаться компьютерной программой способом, иным, чем использовать ее в своей деятельности.

                Однако программа может использоваться и по простой (неисключительной) лицензии. Тогда за первоначальным обладателем программы сохраняется право заключать лицензионные договоры и с другими организациями.*

                Такой порядок следует из статей 1235 и 1236 Гражданского кодекса РФ.

                Бухучет программы не в составе НМА

                Если условия о признании компьютерной программы в составе нематериальных активов не выполняются, а также если она получена в пользование по лицензионному договору, затраты на ее приобретение отразите в составе:*

                Расходов будущих периодов, если за использование компьютерной программы установлена фиксированная сумма, которая перечисляется единовременно;
                текущих расходов, если за использование компьютерной программы перечисляются периодические платежи. Например, ежемесячная сумма платежа зависит от количества проданных экземпляров компьютерной программы.

                Такой порядок следует из пункта 39 ПБУ 14/2007, пункта 18 ПБУ 10/99.

                В бухучете при этом сделайте следующие проводки:

                Дебет 97 Кредит 60 (76)
                – учтен фиксированный разовый платеж за использование компьютерной программы;

                Дебет (20, 23, 25, 26, 44...) Кредит 60 (76)
                – учтены периодические платежи за использование компьютерной программы.

                После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно. Например, единовременный разовый платеж за использование компьютерной программы организация может списывать равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя.* Применяемый вариант списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 и 8 ПБУ 1/2008). Списание затрат на приобретение компьютерной программы, учтенных как расходы будущих периодов, отражайте проводками:

                Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 97
                – списаны расходы на приобретение компьютерной программы.

                Главбух советует: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы.*

                Кроме того, если организации переданы права на использование компьютерной программы (по лицензионному договору), она признается нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на забалансовом счете. Об этом сказано в пункте 39 ПБУ 14/2007. План счетов не предусматривает отдельного забалансового счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование. Поэтому организации нужно самостоятельно открыть забалансовый счет и закрепить это в учетной политике для целей бухучета. Например, это может быть счет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»:

                Дебет 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»
                – учтена стоимость прав на компьютерную программу, полученных в пользование (на основании лицензионного договора).

                С.В.Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


                Организация приобрела неисключительные права пользования компьютерной программой. Срок использования компьютерной программы в лицензионном договоре не определен. Организация самостоятельно установила срок использования программы 12 месяцев. Имеет ли право организация установить срок использования программы 12 месяцев, или нужно ориентироваться на п. 4 ст. 1235 ГК РФ?

                Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

                В соответствии с разъяснениями Минфина России срок признания расходов, связанных с приобретением права пользования компьютерной программой, в рассматриваемом случае должен составлять 5 лет.

                Однако, по нашему мнению, можно установить иной срок списания, в том числе 12 месяцев. Но в этом случае организация должна быть готова отстаивать свое решение в суде.

                Обоснование вывода:

                Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

                А срок действия исключительного права на произведение установлен ст. 1281 ГК РФ, то есть ограничен.

                Права использования программы на ЭВМ могут быть предоставлены правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) на основании лицензионного договора (п. 1 ст. 1235, п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

                В рассматриваемой ситуации организация приобрела неисключительное право на использование результата интеллектуальной деятельности (программа для ЭВМ). Поэтому программу для ЭВМ нельзя включать в состав нематериальных активов, так как в соответствии с п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" в состав нематериальных активов включаются только объекты, на которые организация приобрела исключительные права.

                Следовательно, затраты на приобретение программы для ЭВМ не могут рассматриваться как затраты капитального характера, формирующие первоначальную стоимость нематериальных активов. Затраты на приобретение прав на использование программы для ЭВМ следует учесть в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).

                Согласно п. 19 ПБУ 10/99 расходы признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем. Причем расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99).

                В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и другое) в течение периода, к которому они относятся.

                При этом период, в течение которого затраты на приобретение программы для ЭВМ будут списываться, устанавливается организацией самостоятельно исходя из предполагаемого срока использования организацией данной программы.

                Отметим, что в бухгалтерском учете отсутствуют ограничения на установление срока использования.

                В налоговом учете, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

                Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

                Следовательно, если лицензионным договором срок использования программы не установлен, то в налоговом учете организация должна установить его так же, как и в бухгалтерском - самостоятельно.

                Однако Минфин России в своих письмах от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25 напоминает, что согласно абзацу второму п. 4 ст. 1235 ГК РФ в случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет.

                Обратите внимание, что указание абзаца первого п. 4 ст. 1235 ГК РФ на то, что срок, на который заключается , не может превышать срок действия исключительного права, установлено для правообладателя (лицензиара). Это напоминание того факта, что право лицензиара распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности ограничен сроком действия этого исключительного права. А последний хотя и значителен, но конечен.

                Таким образом, если следовать разъяснениям Минфина России, то срок признания расходов в рассматриваемом случае должен составлять 5 лет.
                При этом анализ арбитражной практики показывает, что суды часто встают на сторону налогоплательщиков, которые приняли решение единовременно списать расходы на приобретение неисключительных прав на программу, поскольку в договоре не указывался срок действия таких прав. При принятии решения судьи исходят из того, что, поскольку договором не установлен срок использования программы для ЭВМ, в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ и абзацем вторым п. 1 ст. 272 НК РФ расходы на покупку неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно в момент их возникновения (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 N А55-9496/2008, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 N А05-810/2007).

                Таким образом, и в бухгалтерском, и в налоговом учете организация вправе самостоятельно установить срок признания в учете расходов на приобретение права использования компьютерной программы, если в договоре отсутствует условие о сроке использования. По нашему мнению, это может быть любой обоснованный организацией срок, вплоть до единовременного.

                В любом случае порядок установления сроков списания расходов на приобретение программ должен быть определен в учетной политике организации как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

                Однако, учитывая позицию Минфина России, в случае установления в рассматриваемом случае срока списания расходов менее пяти лет, появляется риск налогового спора.

                В случае его возникновения организации свою позицию придется отстаивать в суде.

                Ответ подготовил:
                Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
                Журавлев Вячеслав

                Контроль качества ответа:
                Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
                профессиональный Родюшкин Сергей

                Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.