Интернет Windows Android

X-Fi: новый виток аудио. Обзор звуковой карты Sound Blaster X-Fi XtremeMusic

И любых других звуковых форумов. С проблемой выбора качественного источника звука может посоперничать только задача поиска подходящих акустических систем. И если по колонкам сравнение «Кристальный звук» проводится регулярно, то по звуковым картам мы только начинаем нашу работу.

Итак, что может быть проще, чем спросить совета в форуме? Но даже будучи владельцем одной из звуковых карт, сложно дать совет, стоит ли ее покупать. Ведь удобство использования и личные предпочтения здесь не основное. Главное в звуковых устройствах - это качество звука. А оно слабо поддается объективному описанию и взвешиванию приборами, особенно когда характеристики устройств достигли пределов измерительной аппаратуры. Какой же выход? Ответ можно найти, например, в международных рекомендациях по экспертизе высококачественных звуковых устройств, признанных всеми экспертами мира, в том числе и нами. Нужно обязательно сравнивать карту с конкурирующими продуктами и с эталоном. Более того, делать это нужно по правильной методике, которая бы полностью исключала предвзятость эксперта. Задача непосильная не только для форума, но и практически невыполнимая для обычных СМИ. Дело это трудоемкое, затратное и неблагодарное - зачем этим заниматься, если есть более легкие пути создания материалов? Правильная объективная экспертиза звуковых устройств посильна только лидирующим изданиям, где работают признанные специалисты в области звука, имеющие профильное образование, занимающиеся звуком на профессиональной основе.

Таким образом, мы объединили весь наш 15-летний опыт экспертизы в данном направлении. Но не пугаем читателей тоннами цифр и графиков, чтобы попытаться спрятаться за ними, а даем только полезную информацию из реальной жизни. Кратко и по делу.

Звуковая карта Asus Xonar Essence STX уже знакома нашим читателям по статье Романа Кузнецова .

О новом продукте Creative Sound Blaster ZxR рассказывает наш редакционный ролик в HD-разрешении (не забудьте при просмотре нажать кнопку «Оригинальный размер» и «Полный экран»):

Основные технические характеристики звуковых карт, о которых вам нужно знать:

Creative Sound Blaster ZxR Asus Xonar Essence STX

Сигнал/шум (по паспорту), дБ:

124 124

Искажения (по паспорту), %

нет данных >0,0003% (−110 дБ)
ЦАП линейного выхода TI PCM1794 TI PCM1792А

Сигнал/шум ЦАП (по паспорту), дБ

127 127
ЦАП многоканальных выходов TI PCM1798 отсутствует
АЦП TI PCM4220 Cirrus Logic CS5381
ОУ NJM2114, LM49710 NJM2114, LM4562
HP Amp TI TPA6120A2 TI TPA6120A2
Конденсаторы Nichicon Fine Gold Nichicon Fine Gold
DSP 4-ядерный Creative SoundCore 3D Asus AV100 (C-Media Oxygen)
Выходы
Линейный RCA RCA
Конфигурация 5.1 (доп. выходы миниджек) стерео
Наушниковый большой джек (1/4″ TRS) большой джек (1/4″ TRS)
Входы
Линейный RCA большой джек (1/4″ TRS)
Внутренний AUX нет есть
Микрофонный большой джек (1/4″ TRS) нет
Гарнитура (микрофон/наушник) большие джек (1/4″ TRS) + миниджеки (1/8″ TRS) на внешнем проводном ДУ внутренний разъем HD-Audio
Цифровые интерфейсы
выход оптический электрический/оптический
оптический нет
Обработка звука
Выход Surround, Crystalizer, Bass, Smart Volume, Dialog Plus Dolby Digital Live/Dolby Headphone /Dolby Virtual Speaker /Dolby Pro-Logic II
Вход CrystalVoice, Noise Reduction, Smart Volume Acoustic Echo Cancellation FX Focus Karaoke, FlexBass, VocalFX
Поддержка игр EAX 5 HD (128 голосов) GX 2.5 Game Audio Engine (EAX2.0)
Ссылка на описание: ru.creative.com
Розничная цена в Москве: 8000 руб. 5600 руб.

Карта Creative Sound Blaster ZxR стоит дороже, но лучше укомплектована: есть выходы 5.1, а не стерео, есть внешний блок коммутации со встроенным стереомикрофоном.

Карта Asus Xonar Essence STX появилась существенно раньше, чем Creative ZxR. Однако аудиофильские звуковые карты такого формата существовали всегда. Среди карт Creative можно вспомнить карты Audigy 2 Platinum Pro, X-Fi Elite Pro, X-Fi Titanium HD.

Sound Blaster ZxR очень похожа на X-Fi Titanium HD. Например, полностью переняла у этой карты ЦАП, ОУ и схемотехнику. Однако теперь Creative не уступает Asus по наличию аудиофильских атрибутов: Nichicon Fine Gold, медная шина заземления, металлический экран, TRS-выход для Hi-End-наушников. Техническая эффективность этих мер близка к нулю. Здесь производитель, скорее, пошел на поводу у ожиданий покупателя. Первенство в этих атрибутах, впрочем, принадлежит не Asus, а картам Onkyo многолетней давности.

Creative Sound Blaster ZxR

Данная карта была представлена пресс-семплом. В финальном продукте не исключены небольшие изменения во внешнем виде и функциональности. В продаже модель появится в мае 2013 года.

Комплект: основная карта, дочерняя карта, проводной блок управления и коммутации, провода.

Карта представляет собой старшую модель новой линейки Z. Это лучший продукт из выпускаемых Creative на сегодняшний день.

У всех современных карт, с подачи одного из производителей, имеется металлический экран, декларируемый как защита от электромагнитных помех. Нужно понимать, что это чисто рекламный ход: десятки лет существовали профессиональные платы без экрана, у которых характеристики намного превышали таковые у игровых карт с экранами, и звук был намного чище на слух. Более того, экран, заземленный в нескольких точках, может сыграть дурную роль ненулевой массы и стать прибежищем для блуждающих токов. Не говоря о том, что ухудшение вентиляции приводит к росту тепловых шумов полупроводников.

Лучшая защита от помех - отсутствие ошибок в разводке печатной платы и правильная организация питания. Экран, между тем, существенно облегчает установку карты в корпус. Исключен риск механического повреждения деталей платы или разряда статического электричества. Снятие экрана в карте ZxR вполне возможно и не составляет труда. В отличие от Asus STX, экран карты Creative не содержит резьбовых соединений для болтов крепежной планки.

Внешний блок имеет запараллеленные разъемы «большой джек» и «миниджек», что упрощает подключение дорогих наушников для музыки и компьютерных гарнитур для Skype и прочей телефонии. Похожий внешний блок есть у карты Asus ROG Xonar Phoebus, однако карта существенно уступает Asus STX по начинке и характеристикам, более соответствуя по цене и начинке Creative Sound Blaster ZX.

На плате обращают на себя внимание электромеханические реле для смены режимов колонки-наушники и для переключения режимов работы усилителя. Такое решение предпочтительнее электронных ключей, так как влияние на сигнал минимизируется.

Отдельного упоминания заслуживает мощный наушниковый усилитель TI TPA6120A2. Он стоит в обеих рассматриваемых картах. Его применение полностью оправданно и может только приветствоваться. Это проверенный наиболее мощный усилитель при рекордно низких искажениях. Реализация усилителя на дискретных элементах обойдется намного дороже по цене комплектующих и безусловно удорожит разработку. TI TPA6120A2 несколько режимов работы, включая повышенный уровень выходного напряжения для высокоимпедансных наушников.

Новая панель настроек карт Creative сделана понятно, имеет на выбор русский и английский интерфейс. При выборе английского языка, в интерфейсе будет использован более качественный и красивый фирменный шрифт. Не забудьте важную настройку, относящуюся к выходу на наушники. Режим 600 Ом вполне можно поставить и для наушников с импедансом 250-300 Ом, если они обладают низкой чувствительностью.

Нарекания в карте вызвал режиме 192 кГц, который опять прикручен сбоку. Карта имеет нечто под названием Direct Mode, и в этот режим чип переключается несколько секунд, с явной переконфиругацией DSP. Аппаратные эффекты в этом режиме невозможны. Измерения получаются странными, показывают цифровую обработку. По информации от производителя, так как карты только появились на рынке, с новыми драйверами ситуация будет улучшаться.

Справедливости ради, 192 кГц не является актуальной частотой для большинства пользователей. Источников записей в этом формате практически не существует. Реальный режим работы микросхем ЦАП для всех режимов, будь то 44, 48, 96, 192 кГц - всегда одинаков, меняется только коэффициент оверсемплинга. Другими словами, пересчет существует всегда внутри цифрового фильтра микросхемы ЦАП. Устройства, где ситуация другая, можно пересчитать по пальцам, и они стоят совсем других денег. И так как никакого преимущества более высокая частота не дает, как и все игры с цифровыми пересчетами и фильтрациями, это пока что остается уделом экспериментаторов, в большинстве случаев действующих на уровне самовнушения. В то время как банальная, лежащая на поверхности замена акустической системы на модель более высокого класса дает несравнимо большую отдачу, причем сразу и без тонких материй.

Asus Xonar Essence STX

Карта Asus Xonar Essence STX обладает несколько более привлекательной ценой, однако и комплектация, и функции карты существенно победнее. Карта только стерео, не 5.1. Не имеет внешнего блока с микрофонами. Процессор карты по сути представляет собой коммутатор потоков с пакетом программных лицензий Dolby Digital. Никакой аппаратной обработки нет. Более того, версия процессора AV100 - это самый первый C-Media Oxygen, с кривой внутренней архитектурой и фиксированной частотой 48 кГц. Таким образом, начинка карты вызывает многочисленные вопросы. Удачной мыслью для Asus было бы не продавать много лет подряд продукт с перемаркированным сомнительным чипом C-Media, а переработать его и выпустить нормальную новую версию. В более новых картах Asus многие проблемы были побеждены переходом на новую модель процессора. Почему нельзя переделать эту модель, освежить ее, для нас остается неясным.

Плюсов у этой карты только два: отличный ЦАП и низкая цена.

Дизайн контрольной панели карты Asus передает нам привет из прошлого века. Наиболее интересная опция настроек - вкладка HP Advance Setting, дополнительные настройки выхода на наушники. Здесь имеется 3 режима работы, в зависимости от импеданса наушников. В более современных картах Asus такого нагромождения мелких элементов уже нет. Что мешает переписать драйвера, непонятно.

Измерения в RMAA

Измерения в RMAA не способны показать паспортных характеристик карт, так как чтобы получить соотношение сигнал/шум 124 дБ необходим прецизионный комплекс измерительного оборудования. В дополнение к этому не помешает иметь максимально простую материнскую плату и маломощный пассивный БП. Однако в чем сильны измерения RMAA, так это в мгновенном выявлении недоработок и конструктивных недостатков.

Мы провели измерения звуковых карт в RMAA в двух компьютерах. В наиболее мощном ПК, набитом разной периферией, в том числе с контроллерами USB 3.0 и FireWire на плате, с большими возможностями оверклокинга, с очень мощной современной видеокартой, измерения обеих карт показали сигнал/шум 110 дБ максимум. В другом ПК цифры улучшились до 116 дБ. Хотя сигнал/шум источника звука более 100 дБ не имеет никакого значения, есть определенная связь между уровнем инженерного исполнения устройства и качеством звука. Дело в том, что в параметр сигнал/шум и особенно в параметр сигнал/(шум+искажения) микросхемы ЦАП входит все, в том числе модулированные с сигналом искажения, которые сильно растут с ростом энергетической насыщенности фонограммы и становятся весьма слышны. Разные модели микросхем ЦАП очень хорошо ранжируются по качеству техническими данными.

Итак, Asus STX «отличился» заметным повышенным шумом в режиме 44 кГц. Сам по себе этот шум опасности для слушателя не представляет, так как лежит гораздо ниже TPDF-дизеринга 16-битного сигнала, но говорит о наследстве чипа C-Media Oxigen, где есть проблема с поддержкой 44 кГц, которую решают качественным пересчетом частоты дискретизации. По этой причине Asus приводит данные своих карт только в режиме 48 кГц. Увы, для пользователей этот режим наименее интересен. Изменение данных, поступаемых на ЦАП в угоду упрощению жизни производителю - это такая незамысловатая хитрость, которая в продукте Hi-End является преступлением.

Creative ZxR, в свою очередь, на измерениях не имеет проблем с пересчетом частоты, но имеет повышенные гармонические искажения 0,0018% против 0,0004% у Asus STX. Причем природу искажений не может объяснить ни ОУ, ни ЦАП - их паспортные параметры на два порядка лучше. Также измерения показывают, что на обеих картах драйвер ASIO сделан довольно топорно. Такое ощущение, что ASIO прикручен впопыхах, для галочки в технических характеристиках. Судя по измерениям, хорошим вариантом для обеих карт под Windows 7 и 8 является DirectSound. Конечно, при выставленной в свойствах звукового устройства Windows частоте 44,1 кГц.

Вы сами можете скачать бесплатную версию и провести собственные измерения для выявления лучшего способа воспроизведения с вашей звуковой картой и конкретной ОС.

Экспертное прослушивание

Прослушивания проводились с установкой обеих карт в один компьютер при мгновенном переключении между картами пассивным коммутатором. В качестве акустики мы включили студийные мониторы Adam S2.5A. Подготовка и процесс тестирования производились с особенной тщательностью и заняли несколько дней. Были перепроверены все провода и разъемы, измерены выходы карт, перебраны все доступные драйвера и разные API (MME, DirectSound, ASIO) с целью получения лучших измеряемых результатов.

Имелись определенные опасения, что мы можем не услышать разницу между звуковыми картами, так как класс преобразователей современных звуковых карт очень высокий. Для контроля использовались профессиональные звуковые карты на CS4398 - E-MU1616M и LynxStudio Aurora 8. К счастью, серьезный подход дал хороший результат, и наши опасения оказались напрасными - разница между всеми картами хорошо слышна на любых музыкальных композициях. Более того, выявился ряд особенностей звучания, который очень сближает Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX.

Звучание обеих игровых карт находится на весьма высоком уровне и близко к профессиональным устройствам высшей категории. E-MU1616M и LynxStudio Aurora 8 дают похожий, более плотный и насыщенный по спектру звук. Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX звучат с чуть большей стереопанорамой и чуть пустовато, но никаких тембральных искажений или окраса в звуке при этом нет. Стоит отметить подкупающую слушателя атаку и детальность звука, особенно на ВЧ.

Есть ли различия между Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX? Различия между картами небольшие. Asus Xonar Essence STX имеет преимущество в звуке, дает чуть большую детальность. Разница вполне выявляется в двойном слепом тестировании, когда эксперт в серии экспериментов указывает на более предпочтительное устройство. Мы пошли дальше и попытались выявить зависимость качества звука и выбранного звукового API. Результаты полностью сходятся с данными RMAA: наименее выигрышно звучит стандартный MME-интерфейс. И самые страшные метаморфозы со звуком проделывает режим, когда частота файла 44 кГц отличается от частоты устройства Windows, например 48 кГц. Данная настройка находится на вкладке Дополнительно/Формат по умолчанию.

Для теста наушников мы взяли Beyerdynamic DT 990 Pro 250 Ohm и Sennheiser HD600. Разницы в качестве мы не услышали. Обе звуковые карты - и Creative Sound Blaster ZxR, и Asus Xonar Essence STX - звучат прекрасно: выдают очень хороший, полноценный звук с большим запасом по громкости. В большинстве ситуаций хватает положения ручки громкости на 40-50%. И если Sennheiser HD600 - это более универсальные наушники, с хорошей чуствительностью, а значит, менее капризные к источнику звука, то Beyerdynamic DT 990 Pro звучат с обычным наушниковым выходом достаточно невыразительно и тихо, а при попытке поднять усиление звучание все равно не становится полноценным. Beyerdynamic требует повышенного напряжения, и это сделано специально для вытягивания из конструктива, то есть из данной мембраны и всей подвижной системы, максимально неискаженного звука. Hi-End-модели наушников с импедансом 600 Ом вдвое более требовательны к размаху напряжения и мощности наушникового выхода, чем 300-омные модели. Требования к выходу на наушники для высокоимпедансных и низкоимпедансных моделей противоречат друг другу. Именно поэтому производителям приходится либо делать разные модели усилителей, либо ставить два отдельных выхода, либо предусмотреть переключатель импеданса. Последний вариант как раз и реализован в тестируемых картах Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX.

Выводы

Обе звуковые карты Creative Sound Blaster ZxR и Asus Xonar Essence STX оставляют впечатление первых шагов компаний-производителей в несвойственной им категории Hi-End-устройств. Шаги эти явно сделаны не до конца. Что-то удалось, что-то пока не удается.

Так как Asus и другие производители теснят, Creative начинает терять рынок. После неудачи с Recon3D становится совсем уже не до шуток. Creative перестает слушать исключительно своих маркетинговых «специалистов», серьезно изучает продукты конкурентов, собирает мнения пользователей и идет ва-банк. Производство X-Fi полностью прекращено еще год назад, страница перевернута. В новой, полноценной серии Sound Blaster, начиная с самой младшей карты Z, сразу идет нормальный звук. Sound Blaster ZxR - это квинтэссенция всех возможностей Creative, попытка скрестить все лучшее: аппаратные эффекты, потребности обычного пользователя и бескомпромиссную Hi-End-идеологию. Причем в таком продукте, который все еще будет доступен по цене и претендует на массовый рынок. По отзывам первых массовых владельцев новых карт, порой людей даже не аудиофильского толка, большинство из покупателей вполне ощущает существенный прирост качества звука в наушниках и колонках. Именно этим и объясняется состоявшийся успех Asus Xonar Essence STX. Пользователи прощают этой карте все недоработки и корявости только ради качественного звука в колонках и наушниках. Хотя полностью сбросить Asus Xonar Essence STX с насиженного трона у Creative Sound Blaster ZxR еще не получилось, позиции Asus в текущий исторический момент стали очень слабы. Практически, выбор в пользу Asus можно сделать только по причине чуть более старшей модели микросхемы ЦАП TI PCM1792А, чтобы иметь психологическую уверенность, что звук на акустических системах высшей категории будет чуть-чуть получше. В остальном карта Creative претендует на лидерство, так как во всем превосходит конкурента, в том числе в силу новизны модели. Хотя новые модели карт есть и у Asus, они неинтересны в рамках этого тестирования из-за заведомо худшего звука.

У обеих карт - и у Creative Sound Blaster ZxR, и у Asus Xonar Essence STX - имеются конструктивные недоработки, которые не позволяют присудить награду «Лидер класса» ни одному из претендентов. Мы советуем производителям прекратить наращивать внешние атрибуты, в попытке переплюнуть друг друга длиной спецификаций, и заняться доводкой имеющихся функций.

Мы привыкли к тому, что звуковая карта - это плата, которая требует наличия места на материнской плате. Но если с настольным ПК еще худо-бедно ситуация со встроенными чипами улучшается, то владельцы ноутбуков чаще всего вынуждены довольствоваться тем, что имеется. Выходом стало использование портативных решений. Сегодня мы первыми представляем обзор новинки рынка, звуковой карты Creative Sound Blaster Play! 2 .

Производители ноутбуков очень редко обращают внимание на качество встроенной звуковой карты, на моей памяти, основываясь на многочисленных тестах, качество звучания, несмотря на ценовую категорию, было примерно на одном уровне. Отчасти это не удивительно, так как встроенные динамики не способны выдать насыщенный звук, стоит ли ради этого увеличивать себестоимость производства, но что делать владельцам гарнитур или при использовании внешней акустики? Здесь и всплывает вся плачевность сложившейся ситуации.

Доступность

На момент проведения тестирования официальные массовые продажи Creative Sound Blaster Play! 2 еще не стартовали, по данным сервиса Яндекс.Маркет, есть только одно предложение за 1590 рублей. Скорее всего, в будущем стоимость будет находиться в районе 1000 рублей, это предположение основано на стоимости первого поколения этой карты.

Комплектация

Creative Sound Blaster Play! 2 поставляется в компактной упаковке с фирменной цветовой окраской. На гранях коробки размещена фотография устройства и данные по техническим характеристикам.

В комплекте предлагается переходник со спаренного разъема на двойной аудиоразъем (разветвитель). А также гарантийный талон и диск с ПО.

Внешний вид

В целом принципы, заложенные в первую Blaster Play!, остались сохранены. Корпус похож по габаритам и форме на обычную флешку. Но в Creative Sound Blaster Play! 2 разъем выведен не напрямую на корпус, а через внешний провод. Такой подход я считаю удачным, при близком расположении разъемов на корпусе ноутбуков, соседние разъемы перекрываться не будут.

Основной материал корпуса глянцевый пластик, следы пальцев остаются, но быстро стираются.

Разъем здесь только один, это традиционный 3.5-мм аудиоразъем. Именно к нему необходимо подключать наушники или акустику.

Технологии

SBX Pro Studio - усиливает эффект объемного звучания, позволяя наслаждаться кинотеатральным качеством звука у себя дома. Улучшение звуковых эффектов всех гарнитур или наушников. По ощущениям, качество звука заметно изменяется даже на дешевых гарнитурах.

Scout Mode - технология ориентирована на геймеров, позволяя издалека услышать врагов, тем самым давая тактическое преимущество в битве.

Запись звука USB - подключение USB позволяет записывать трансляции и видеоконференции без помех.

Софт

Управление Creative Sound Blaster Play! 2 осуществляется с помощью фирменной утилиты. Как и в прошлых моделях, здесь применена концепция единой панели управления. Вместо нескольких раздробленных утилит, предлагается стильная панель, включающая весь функционал. Единственное, что хотелось бы пожелать разработчикам - это возможность совмещения нескольких утилит от разных продуктов Creative в единый центр управления.

Окно программы разделено на две основные зоны, большая часть выделена под окно настроек и левая часть под вкладки.

Вкладка SBX Pro Studio позволяет настроить основные параметры звучания, а также активировать фирменные технологии объемного звучания. Оставшиеся вкладки отвечают за настройку эквалайзера, проверку расположения динамиков и активацию функции Scout Mode.

В целом набор опций будет хорошо знаком тем, кто уже ранее использовал продукцию Creative.

Видео обзор Creative Sound Blaster Play! 2

Итоги по Creative Sound Blaster Play! 2

Creative Sound Blaster Play! 2, несмотря на компактный корпус, продемонстрировала отличное звучание. За вполне адекватную стоимость эта внешняя звуковая карта позволяет заметно преобразить звучание ноутбука или ультрабука. Компактные размеры позволяют носить это решение с собой без каких-либо затруднений. Произошли заметные изменения по сравнению с первым поколением Sound Blaster Play!, при этом сохранив основные принципы, заложенные в серию. Серьезных минусов в ходе работы выявлено не было, звуковая карта справилась со своей задачей на отлично.
Creative Sound Blaster Play! 2 получает награду «Золото..

Комментарии и отзывы Creative Sound Blaster Play

Компания Vivo готовит к выходу более мощную версию смартфона NEX 3 5G с новым Snapdragon 855 Plus, батаре...

Honor готовит к выходу новый смартфон из серии V30 с аккумулятором 5000 мА.ч под названием Honor V30 Lite...

Компания Apple разрабатывает новую версию аксессуара Smart Keyboard для iPad, в которой используется меха...

Сегмент классических, некогда очень популярных, звуковых карт сегодня находится на грани выживания, и причин тому несколько. Во-первых, встроенный в материнские платы звук с каждым годом становится более качественным. Во-вторых, карточка с ценой около $100 все равно является своеобразным компромиссом – звук и возможности лучше встроенных, но о профессиональном уровне говорить не приходится. Косвенно это подтверждает и динамика выпуска подобных продуктов, т.к. что-то новое появляется чуть ли не раз в год...

Однако пока данная ниша рынка не является полностью закрытой, и кое-какие интересные вещицы имеются. Из нового можно вспомнить карты компании Creative серии Z, представленной в 2013 году. И сегодня мы протестируем самую младшую из них – SoundBlaster Z, которая отличается от более дорогих Zx и ZxR только отсутствием внешнего регулировочного модуля. В целом решение достаточно схоже с хорошо знакомыми ASUS Xonar D1 и , но некоторые дополнительные фишки все же имеются.

Комплект поставки


Карточка продается в очень презентабельной упаковке.


Но комплект поставки оказываемся максимально скромным: Creative SoundBlaster Z, диски с программным обеспечением и специальный настраиваемый микрофон.


Очевидно, что конечная цена снижалась буквально за счет каждой мелочи, т.к. зачастую компания комплектует даже куда менее качественные продукты полным набором кабелей. Здесь же нет ни одного шнура: ни оптики, ни аналога.

Конструкция



Внешний вид карты – отдельная тема. Для придания эффекта статусности, плата прикрыта экраном их алюминия с круглым окошком, а над центральной микросхемой находится декоративная накладка с подсветкой.



Все это лишено хоть какого-то технического смысла, и сделано исключительно в маркетинговых целях. Пользователю куда приятнее отдавать свои деньги за нечто якобы массивное и мощное, нежели на набор типовых чипов.


Однако, если вы снимете экран и открутите пластик, то под ним окажется крохотная микросхема Creative CA0132, которая не нуждается в дополнительном охлаждении, экране и подсветке... Это и есть DSP-процессор. К слову, его можно встретить даже в составе топовых материнских плат, т.к. архетектура очень гибкая.


Для фронтальных выходов используется качественный ЦАП CS4398, поэтому здесь карта сильно напоминает продукты ASUS. Таким образом, если рассматривать Creative SoundBlaster Z как вариант для получения именно качественного звука, то ориентироваться стоит на стереофонические колонки.

Есть отдельный выход для наушников, теоретически поддерживающие любые модели с импедансом до 600 Ом. Это можно считать весомым плюсом карточки, тем более, что выход работает от того же CS4398 только через другие операционные усилители. Насколько такое решение может конкурировать с внешним устройством, расскажем чуть ниже.


Аналоговые разъемы расположены традиционно очень близко, поэтому могут возникнуть трудности при использовании качественных толстых штекеров. При этом микрофонный вход совмещен с линейным в одном разъеме. Зато, в отличие от многих конкурентов, в Creative SoundBlaster Z предусмотрена полноценная оптика (SPDIF-ресивер CS8416).

Более полное представление о звуковой карте Sound Blaster Z позволит составить ее видеообзор:

Программное обеспечение и эффекты

Конструкция карточки оказывается вполне классической, однако программное обеспечение несет в себе несколько новшеств, которые ориентированы на геймеров и активных пользователей сетевых технологий. Главная из них связана с комплектным микрофоном.



Микрофон позволяет настроить ширину захватываемого луча, что бы отсекать нежелательные звуки. Эта функция достаточно хорошо работает, поэтому общаться в скайпе можно даже при включенной в комнате музыке. Система шумоподавления работает менее эффективно, местами – даже некорректно, поэтому пользоваться ей рекомендуем по ситуации. Изменение голоса осуществляется вполне качественно.



В остальном же программная оболочка представляет собой типичный интерфейс с набором необходимых функций. Можно установить тип используемой системы и отрегулировать основные моменты. Например, очень полезной кажется функция задания частоты среза для сабвуфера, что пригодится владельцам сборных систем.



Естественно есть микшер для всех входов/выходов, эквалайзер и т.д. Профили пользователя можно сохранять или наоборот брать готовые игровые варианты.

Тестирование и субъективное мнение

Для тестирования аудиокарты мы воспользовались распространенным программным обеспечением , выполнив все предварительные настройки по методике производителя.


При тестировании мы воспользовались самым простым режимом подключения Front-out – Line-in из-за чего не получили заявленных производителем цифр, т.к. параметры входа заметно ниже характеристик ЦАП фронтальных каналов. Тем не менее, можно констатировать низкий уровень шума, который даже так достигает планки -100 дБ.

Субъективное прослушивание проводилось в сравнении с ESI Juli@, и при использовании мониторов среднего класса субъективно мы не услышали никакой разницы. Это косвенно подтверждает отличное качество фронтальных каналов, подходящих для организации стереосистемы.

Выход для наушников понравился в меньшей степени. Он неплохо раскачивает громкость, но звук теряет в детальности, поэтому качество сопоставимо только с самыми простыми усилителями. В общем, если речь идет о наушниках за $50-100, то таким вариантом можно пользоваться, однако если затрагивается более высокий ценовой диапазон, то правильнее будет подключить сторонний усилитель к фронтальному выходу.

Заключение

В целом карточка Creative SoundBlaster Z станет неплохим выбором для людей, желающих совместить хорошее качество звучания и продвинутые функции общения в играх и Сети. Модель явно не ориентирована на аудиофилов, т.к. высококачественные ЦАПы установлены только на фронтальных выходах, нет возможности менять операционные усилители и т.д.

За свои деньги новинка обеспечивает достаточно уверенный уровень звука, обладает неплохим встроенным усилителем для наушников и оптическими входами. Отдельной статьей идет настраиваемый микрофон с изменяемой шириной луча. Работает вполне адекватно и дает неплохой задел для игр или скайпа.

Цена Creative Sound Blaster Z

Купить Creative SoundBlaster Z можно за 3100 рублей, и ближайшим конкурентом видится ASUS Xonar DX, которая чуть дешевле.


Архитектуры решений очень схожи, равно как и качество воспроизведения. И к плюсам ASUS можно отнести низкопрофильный дизайн, подходящий для небольших корпусов. Creative подкупает более расширенным набором эффектов и комплектным микрофоном.

Плюсы:

  • доступная цена;
  • преобразователи высокого класса (фронт);
  • настраиваемый микрофон в комплекте.

Минусы:

  • скудный комплект поставки.

В качестве «референсных» устройств использовались:

  • Наушники-вкладыши типа «бутоны» (со сменными силиконовыми насадками) Sharp HP-MD33-S (номинальный импеданс 16 Ом, некритичный спад на высоких частотах).
  • Мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом, чувствительность невысока, требуется адекватное усиление).
  • Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом).

Задействованные акустические системы:

  • Активные стереопары JetBalance JB-382 (Блеск! Эх, ещё бы запас по ВЧ…) и незабвенные Solo-1.
  • Студийные мониторы Event.
  • Ресивер Yamaha HTR-5640 RDS (европейско-серебристая версия знаменитой 440-й модели) с 5.1 комплектом акустики AVE-700.

Альтернативные источники звука:

  • Спортивный Мр3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и удобству эксплуатации.
  • PCI саундкарта Audigy2 Platinum
  • Бытовой DVD-плеер Pioneer 565

Тестируемой X-Fi XtremeMusic не удалось переиграть по звучанию Pioneer 565, однако чтобы это установить, потребовались студийные мониторы (плюс профи наушники) и хорошо тренированные уши. Звук XtremeMusic очень близок к Audigy 2 Platinum.

Выход на наушники у X-Fi XtremeMusic совмещён с выходом на фронтальную акустику и до уровня специализированного выхода на выносных модулях собратьев не дотягивает. Впрочем, и тут разницу даже на «хай-файных» наушниках услышит далеко не каждый.

Расхваленный режим CMSS-3D как в наушниках, так и на многоканальной акустике не впечатлил (очевидно, слабоваты сами алгоритмы).

Прослушивание подтвердило: в случае некомпрессированных записей «кристаллайзер» приятно уплотняет и украшает звук при воспроизведении на средненьких акустических системах.

Подключение ресивера с декодером к цифровому выходу карты коаксиальным шнуром (волновое сопротивление 50 Ом, плюс переходник с RCA на моно аудио джек 3.5 мм) прошло без проблем. Кстати, кабель был длиною более 20 метров (взят от старой Ethernet сети), так что можно перебрасывать аудио сигнал по цифре из другой комнаты, а не таскать компьютер.

Игра «Battlefield 2» (звук EAX) на двух указанных выше стереопарах акустических систем пошла на «ура». Местоположение источников выстрелов и взрывов, не задумываясь, угадывалось вслепую. Даже можно было определить, куда именно летят отстрелянные гильзы. Звук лодочного мотора при перемещении по реке, честно говоря, просто удивил своей реалистичностью. Несколько хуже обстояли дела с рёвом двигателей танков (видать, создатели игры сэкономили).

Все бы распрекрасно, но никак не удалось добиться, чтобы продвинутые эффекты цифровой обработки (компрессор, ревербератор, дисторшн и т.п.) звучали в реальном времени при поступлении сигнала с аналогового входа. В записи, пожалуйста, результаты эффектов уже будут присутствовать. При воспроизведении записанного ранее чистого материала все эффекты функционируют. Тогда как «на лету» оцифровывать, обрабатывать и озвучивать что-то упорно не стыковалось. Откровенно жаль, поскольку оценить «драйв» от применяемого эффекта крайне непросто, ведь настроек то масса, и каждую надо аккуратно выставить, эмпирически подобрав на слух. Так что гитаристам остается по-прежнему уповать на Guitar Rig (благо, ASIO позволяет работать без заметной на слух задержки) и ждать, пока мы вместе с Креатив не разберёмся, в чём закавыка.

Заключение

Выпустив в свет мощнейший аудиопроцессор, Creative не просто хочет обозначить своё лидерство, а стремится глобально повысить качество цифровой обработки звука.

Чтобы однозначно сделать вывод, насколько удачным получился процессор и каков его запас в перспективе, понадобится тщательно проверить в деле разные карты из линейки X-Fi. Сейчас совершенно ясно одно: добавить-обновить софт или плагин какой – не проблема, тут главное – железо.

В младшей модели новоиспеченной линейки от Creative – Sound Blaster XtremeMusic – скромно реализована лишь запись, всё остальное – на зависть мечтающим об X-Fi. Помимо всего прочего, устранены приколы Audigy2 ZS, в частности синус в несколько вольт на сто с лишним кГц в режиме automute. Порадовали драйверы X-Fi, в заводской версии вставшие без сучка без задоринки. Протестированная карта X-Fi XtremeMusic искренне рекомендуется не только супер экипированным геймерам, но и заядлым меломанам.

Ну а сможет ли понравиться профессионалам звука и аудиофилам флагманская модель X-Fi Elite Pro, покажет отдельное тестирование.

Введение

Мы уже привыкли к тому, что звуковые карты встроены в материнские платы. Их качества и функций хватает большинству пользователей, но производители выпускают и дискретные звуковые карты для требовательных энтузиастов. В нашу лабораторию попала одна из таких карт: Creative Sound Blaster Z. В том числе она позиционируется и на геймеров. В нашем обзоре мы рассмотрим, насколько карта получилась лучше интегрированных решений, какие преимущества вы получите.

Характеристики Creative Sound Blaster Z
Сайт производителя Официальная страница Creative Sound Blaster Z
Цена Около 3,3 тыс. рублей
Поддерживаемые режимы вывода звука
  • Колонки стерео/2.1
  • Колонки 5.1
  • Наушники
Характеристики аудио
Выходной уровень (Full Scale)
  • Фронтальные каналы: 2Vrms
  • Наушники (33 Ом): 1.3Vrms
  • Наушники (600 Ом): 2Vrms
Макс. разрешение ЦАП
  • Фронтальные каналы: 24 бит, 192 кГц
  • Наушники (33 Ом): 24 бит, 96 кГц
  • Наушники (600 Ом): 24 бит, 96 кГц
Соотношение сигнал/шум SNR (20kHz Low-pass filter, A-Wgt), @ 24 бит, 96 кГц
  • Фронтальные каналы: 116 дБ
  • Наушники (33 Ом): >105dB
  • Наушники (600 Ом): >105dB
Частотная характеристика @ 96 кГц
  • Фронтальные каналы: от 10 Гц до 45 кГц
  • Тыловые каналы: от 15 Гц до 45 кГц
  • Центральный канал: от 10 Гц до 45 кГц
  • Наушники (33 Ом): от 10 Гц до 45 кГц
Частотная характеристика @ 192 кГц (только стерео)
  • Фронтальные каналы: от 10 Гц до 88 кГц
Интерфейсы
Разъемы на задней панели
  • Наушники
  • 1 x 1/8" мини-джек с усилением
  • 3 x 1/8" мини-джеки для колонок (до 5.1)
  • 1x TOSLINK — оптический выход
  • 1x TOSLINK — оптический вход
  • 1x 1/8" мини-джек (комбо) — линейный вход/вход микрофона
Интерфейс шины в ПК PCI Express x1
Разъем для подключения звуковых портов передней панели Одна 2×5-контактная гребёнка Intel HD Audio

Карта Sound Blaster Z — младшая в линейке «Z». Она имеет характеристики похуже, чем ZxR, но все равно обходит по качеству обычные звуковые чипы, встроенные в материнские платы. Карта SoundBlaster Z ничем не отличается от SoundBlaster Zx, но со второй в комплекте идет еще внешний модуль для регулировки звука со встроенным туда микрофоном (у модели SoundBlaster Z идет только отдельный микрофон. И там, и там микрофоны с фокусировкой луча).

Внешний вид

Печатная плата Creative Sound Blaster Z из черного текстолита закрыта красной металлической пластиной. Сама пластина довольно толстая и защищает чувствительные элементы от внешних электромагнитных излучений. На ней нанесены логотипы Sound Blaster и SBX Pro Studio. В пластине есть прозрачная вставка, через которую видно чип Sound Core 3D.

Подключается Creative Sound Blaster Z к шине PCI Express x1, дополнительного питания не требуется. Аналоговые интерфейсы Creative Sound Blaster Z имеют золотистый цвет. Всего их пять: один линейный вход, совмещенный с микрофоном, выход для наушников и три двухканальных выхода для системы 5.1. Есть оптические выход и вход TOSLINK, а также разъем (с противоположной стороны под металлической пластиной) для подключения звуковых портов на передней панели корпуса.

Аналоговые разъемы стандартные для компьютера — 3,5-мм мини-джеки, а не "тюльпаны" RCA. Всё же звуковая карта Creative Sound Blaster Z рассчитана на геймеров, а не на пользователей, профессионально занимающихся звуком.

В целом Creative Sound Blaster Z выглядит довольно привлекательно. Никаких люфтов нет, все сделано качественно, металлическая пластина создает ощущение защищенности и надежности. Красный светодиод постоянно горит во время работы и подсвечивает карту изнутри. Это решение должно понравиться пользователям с прозрачным корпусом.

Комплект поставки

В комплект поставки кроме самой Sound Blaster Z входят:

  1. Микрофон с фокусировкой луча Sound Blaster
  2. Краткое руководство пользователя
  3. Установочный компакт-диск, включающий драйверы для Windows, Creative Software suite, руководство пользователя

Стоит отдельно остановиться на микрофоне. Возможно, многие считают, что он не нужен и только увеличивает стоимость Sound Blaster Z, поэтому зря включен в комплект поставки. Но микрофон в комплекте поставки карты Creative не совсем обычный: он имеет две мембраны справа и слева, благодаря специальному ПО способен фокусировать «луч записи» и эффективно избавляться от посторонних звуков.

Мы узнаем, насколько хорошо он работает, в наших тестах, а пока можно лишь сказать о том, что микрофон удобен – благодаря своей форме его можно закрепить как на мониторе, так и под ним – микрофон будет направлен к вашему рту.

Установка программного обеспечения

Windows автоматически устанавливает драйвера Sound Blaster Z, но для реализации всех возможностей мы рекомендуем установить специализированное программное обеспечение от Creative: установить с диска, входящего в комплект поставки (обновления установятся автоматически) или скачать с сайта поддержки Creative последнюю версию драйвера.

Там же можно скачать дополнительные приложения, такие как Creative Smart Recorder и Creative WaveStudio, а также скачать руководство пользователя по началу работы.

Pro Studio

Панель управления Sound Blaster Z позволяет настроить звук для кино, игр и разговоров. Рассмотрим, насколько гибки эти настройки.

Во вкладке SBX PRO STUDIO можно включить различные «улучшайзеры» звука. Их действие можно проверить в реальном времени на тестовом ролике прямо в этом же окне.

Surround – включение объемного звучания и управление «уровнем погружения».

Crystalizer – функция обеспечивает более чистое звучание, звук действительно становится приятнее уху. Жаль только что это получается просто за счет изменения настроек эквалайзера, а именно выделением высоких и низких частот, "грязные" средние частоты заглушаются.

Bass – выделение низких частот. При подключении системы с отдельным сабвуфером можно установить частоту разделения для передних динамиков, тем самым избежав подачи низких частот на фронтальные колонки.

Smart Volume – позволяет избежать резких перемен в громкости. Например, если в фильме после диалога происходит относительно слишком громкий взрыв. Можно выбрать поддерживать громкость на нормальном, громком или тихом уровне.

Dialog Plus – определяет частоты голоса и улучшает их качество в воспроизводимом звуке. Позволяет повысить разборчивость диалогов.

Настройки вкладки Crystal Voice отвечает за качество записываемого с микрофона звука.

  • FX – придание голосу различных оттенков и акцентов. Наиболее правдоподобными выглядят эффекты «Демон», «Пожилой» и «Карапуз».
  • Smart Volume – сохраняет громкость на выбранном уровне, обеспечивает четкое звучание без необходимости кричать или шептать
  • Noise Reduction – удаление шумов в записи.
  • Acoustic Echo Cancellation – удаление эхо в записи.
  • Focus – выбор угла захвата звука

Scout Mode — технология для геймеров, которая должна более чётко выделять звуки шагов и других шорохов противника, обеспечивая этим ваше преимущество.

Вкладка ДИНАМИКИ/НАУШНИКИ говорит сама за себя и позволяет выбрать устройство воспроизведения. В последней версии драйвера появилась возможность отдельно настраивать громкость для наушников и динамиков. К сожалению, нельзя вывести звук одновременно и на наушники, и на динамики, не говоря уже о том, чтобы выводимый на них звук был различным. Например, музыка через динамики, а разговор в Skype на наушники. Это было бы очень удобно, например, на вечеринке.

Во вкладке КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ можно выбрать кодировщик для звука: Dolby Digital или DTS Connect. Есть примечание, которое можете прочитать на картинке ниже.

Данный режим будет полезен, если у вас к компьютеру подключен внешний декодер DTS/DD с многоканальной акустикой. В таком случае звуковая карта может кодировать звук (например, в игре) и передавать на внешний декодер в закодированном виде.

МИКШЕР позволяет настроить громкость отдельно для разных колонок и громкость записи звука (отдельно для правого и левого канала). Поможет тем, у кого колонки стоят несимметрично.

В пункте ЭКВАЛАЙЗЕР можно настроить звук как вручную отдельно по частотам, так и выбрать одну из предустановленных настроек.

Во вкладке РАСШИРЕННЫЕ НАСТРОЙКИ можно только включить или выключить режим стереозвука на цифровом выходе.

В меню ПРОФИЛЬ выбрать один из предложенных профилей, загрузить, сохранить или экспортировать свой профиль.

Из PRO STUDIO можно перейти на сайт Sound Blaster или страничку Sound Blaster в Facebook, нажав на соответствующую иконку.

В целом панель управления получилась достаточно удобной и понятной. Новичку будет достаточно просто разобраться с ней. При наведении курсора на функцию или ползунок выводится подсказка о том, что меняется при включении данной функции или перемещении ползунка.

Sound Blaster Z в работе

Sound Blaster Z работает стабильно, драйвер тоже. "Вылетов" и зависаний за время использования не было обнаружено.

Большинство заявленных функций работают хорошо, но есть и такие, от которых мы ожидали большего.

Например, функция Surround. Она, конечно же, работает, но большой разницы по сравнению с интегрированной звуковой картой не ощущается. Встроенная звуковая карта выдает звук, у которого объёмный эффект не хуже — в данном отношении заметен прогресс за последние несколько лет. Всё же симуляция объёмного звука перестала быть "фишкой" дискретных звуковых карт, сегодня с ней справляются любые аудио-контроллеры.

Усиление низких частот, используя функцию Bass, работает ожидаемо, как и функция разделения частот.

Scout Mode действительно выделяет шаги и шорохи в игре, но вот их направленность ощущается слабо.

В остальном работа всех функций соответствует заявленному.

Больше всего порадовало устранение шумов. Они исчезают полностью, а не просто заглушаются.

Кстати заявленное усиление для наушников с большим импедансом действительно помогает. Любые наушники, подключенные к этой звуковой карте, звучат громче.

Мы не используем специализированное оборудование для измерения качества звука, поэтому все наши тесты сводятся к субъективным оценкам, которые приведены выше. Тестовые записи с микрофона вы можете прослушать сами и оценить качество самостоятельно.

Мы провели тесты записи с микрофона с выключением и включением функций во время записи

  • Общая проверка (включение всех функций Crystal Voice) — прослушать
  • Проверка FX — прослушать
  • Проверка Smart Volume — прослушать
  • Проверка Noise Reduction — прослушать
  • Проверка Acoustic Echo Cancellation — прослушать
  • Проверка функции Focus — прослушать

Все функции выполняют свое предназначение, разница заметна на слух, без использования специальных средств: Noise Reduction устраняет шум, Acoustic Echo Cancellation — эхо, а Focus действительно ослабляет звуки вне «клина записи».

Возможно, мы не поняли истинное предназначение Smart Volume, но разницы при включении функции не заметно. Тихий голос ощутимо не усиливается, а громкий не ослабляется.

Стоит отметить особенность функции Focus. Эта функция направлена на работу с голосом, поэтому она не всегда полностью "вырезает" музыку, которая звучит со стороны.

Заключение

Конечно, Creative Sound Blaster Z имеет характеристики значительно лучше обычных звуковых чипов, встроенных в материнские платы. Есть и множество функций, направленных на оптимизацию звучания. Но из-за прогресса интегрированных звуковых решений качество звука отличается не так сильно, как хотелось бы. Вряд ли обычные пользователи заметят разницу.

Впрочем, данная звуковая карта нацеливается больше на требовательных пользователей и геймеров. А для них здесь все сделано хорошо: Crystal Voice для комфортного общения в звуковых чатах, Scout Mode для получения преимущества в игре, специальные настройки звука для шутеров, гонок и стратегий. Есть поддержка Dolby Digital Live и DTS Connect, позволяющая проигрывать объёмный звук игры на домашнем кинотеатре. Вместе с настройками SBX Pro Studio можно получить хороший звук и при просмотре фильмов.

Не стоит забывать и про дизайн, который в данном случае просто отличный. Если корпус у вас оборудован окном, то наверняка понравится как стиль самой карты и подсветка. Качество сборки тоже не вызывает нареканий.

Качественный микрофон с направленной записью звука, входящий в комплект поставки, можно назвать дополнительным бонусом, его оценят те пользователи, кто желает записывать свой голос максимально чисто в условиях внешних шумов, например, в играх.

Все это, конечно, хорошо. Но цена Creative Sound Blaster Z составляет 3,3 тыс. рублей . Аудиофилы наверняка заплатят больше и купят профессиональную звуковую карту, а те, кому жалко денег, останутся довольствоваться возможности встроенных звуковых карт. Поэтому, наверное, компании Creative стоит немного сбавить цену, чтобы расширить целевую аудиторию пользователей Sound Blaster Z.

Преимущества Creative Sound Blaster Z :

  • Удобная и понятная панель управления Sound Blaster Z
  • Разнообразие функций (SBX Pro Studio, Crystal Voice, Scout Mode)
  • Гибкие настройки
  • Поддержка Dolby Digital Live и DTS Connect
  • Усиление наушников с большим импедансом
  • Дополнительные программы, такие как Alchemy (аппаратные эффекты в старых играх) и Creative Wave Studio (программа для записи и "нарезки" звука)
  • В последней версии драйвера появилась поддержка ASIO, протокола передачи данных с малой задержкой
  • Отличное качество записываемого с микрофона звука

Недостатки Creative Sound Blaster Z:

  • Высокая цена
  • Обычный пользователь не заметит разницы в звуке по сравнению с интегрированным решением
  • Нет возможности подключить систему 7.1