Бортовой компьютер с большим экраном. Бортовые компьютеры
Apple и Google хотят завоевать автомобильный мир с помощью CarPlay и Android. Однако для них нужен либо дорогостоящий апгрейд, либо совершенно новая машина. Впрочем, если вы хотите по-умному соединить свои смартфон и автомобиль, совсем не обязательно совершать огромные траты: даже у «старой телеги» есть все необходимое, чтобы можно было использовать мобильный телефон в качестве бортового компьютера.
Единственным условием является наличие маленького модуля с Bluetooth или Wi-Fi, который можно приобрести всего за несколько десятков евро. Этот модуль нужно лишь вставить в диагностический разъем OBD-2 (On-Board Diagnostic), который есть у любого бензинового автомобиля, выпущенного после 2001 года, или дизельного, произведенного не ранее, чем в 2004 году.
Место установки разъема OBD-2 зависит от конкретной модели, но чаще всего он располагается под приборной панелью на водительской стороне.
Так смартфон превращается в бортовой компьютер
Чтобы мобильный телефон можно было использовать в качестве бортового компьютера или диагностического инструмента, его необходимо связать с разъемом OBD-2 через Bluetooth или Wi-Fi. C помощью соответствующего приложения вы сможете наблюдать за расходом топлива и выводить на смартфон показания спидометра, а также данные о температуре и оборотах двигателя, величине и продолжительности ускорений и так далее.
Для движения по бездрожью или гоночных соревнований может быть полезной такая информация, как тормозной путь, время круга или наклон кузова. Кроме того, с помощью смартфона можно считывать коды ошибок бортового компьютера автомобиля, чтобы получить возможность устранить простые неполадки самостоятельно.
Доступные модули для разъема OBD-2 с Wi-Fi или Bluetooth вы можете найти в таблице чуть выше. Кроме того, интересные приложения для работы с данными от разъема OBD-2 (на iOS и Android) мы привели в следующей таблице.
Примечание: в силу ограничений протокола Bluetooth, с iPhone представленные модули совместимы только по Wi-Fi.
OBD-2 Приложения для Android | |||
Название | Разработчик | Цена | ссылка на Google Play |
Torque Lite | Ian Hawkins | бесплатно | Скачать |
Smart Control Free | SmartApps4Me | бесплатно | Скачать |
DashCommand | Palmer Performance Engineering | бесплатно | Скачать |
OBD-2 Приложения для iOS | |||
Название | Разработчик | Цена | ссылка на iTunes |
EOBD Facile | OUTILS OBD FACILE SARL | бесплатно |
Автомобильные бортовые компьютеры, работающие под управлением ОС Windows XP Tablet Edition, можно условно разделить на две группы: готовые (“заводские”) решения и самосборные варианты.
С последними дела обстоят следующим образом: вы находите 7- или даже 9-дюймовый дисплей и размещаете его в 2DIN-разъеме на передней панели (хотя можно извернуться и оборудовать выносной монитор), предварительно подключив к миниатюрному системному блоку форматов miniATX или microATX, которые можно расположить… и вот тут первая серьезная проблема – где найти место для системного блока: хорошо, если у вас внедорожник (или просто большой автомобиль), где пространства в салоне хватает; а если это малолитражка, где приходится сидеть “в притирку” ? Так вот для второго случая есть вариант: купить обычный UMPC вроде Asus R2H с GPS-модулем и сенсорным дисплеем, закрепить его в салоне (предварительно установив специализированное ПО типа Check-Engine) и получить не “просто бортовой компьютер”, а “маршрутный бортовой мультимедиа компьютер” (где будут: навигатор, аудио и видео функции). Стоить это будет порядка $1200.
Если же вы не ощущаете себя достаточно умелым мастером, то можно выбрать готовое решение (например Hiinfo или Giantec). Конструкция таких бортовых компьютеров внушает доверие – чего только стоит заводская защита от вибраций и встроенный системный блок (для которого не нужно искать место в салоне). Здесь опять-же возможны два варианта (в зависимости от дизайна торпедо):
- Если на торпедо имеется 1DIN-разъем, рекомендуем обратить внимание на модели Giantec VCP2500. Выглядят они как обычная магнитола со слотом для CD/DVD-дисков, но внутри их корпусов спрятаны 3-х дюймовые винчестеры (на 40–60 Гбайт), планки оперативной памяти (512 Мбайт) и процессоры семейств Celeron M или Pentium M. А лицевые панели, конечно же, “украшены” USB-портами, кардридерами и PCMCIA-разъемами.
Что касается дисплеев – они поставляются в комплекте или продаются отдельно (что дает возможность выбора матрицы необходимого размера и яркости). - Но 2DIN-решения выглядят привлекательнее и лучше вписываются в интерьер салона авто. Кроме того, не потребуется докупать дисплей, который потом нужно будет еще и удачно разместить/закрепить. Однако диагональ дисплеев, которыми оснащаются такие бортовые компьютеры, ограничена 7 или 9 дюймами – этого не всегда хватает требовательному автовладельцу, собирающемуся работать с ОС Windows.
В остальном же функциональность 2DIN-компьютеров чуть ниже (из-за экранов, которые занимают практически всю поверхность лицевой панели, поэтому здесь реже встречаются PCMCIA-слоты и USB порты). Впрочем, для полноценного автомобильного бортового компьютера это не проблема – можно вывести USB-порт с помощью удлинителя туда, где он будет нужен.
Разумеется, хороший автомобильный компьютер просто обязан быть оснащен модулем Bluetooth, что позволит подключить мышку, клавиатуру, беспроводные наушники и даже внешний GPS-приемник.
В заключение, хочется отметить, что, при грамотном подходе, бортовые компьютеры отрабатывают затраченные на них средства – хотя бы за счет экономии топлива. Другое дело, что далеко не все автовладельцы воспринимают бортовой компьютер как необходимый элемент авто, считая его ненужной дорогой игрушкой. Тут можно сказать лишь – “о вкусах не спорят”, в смысле “каждая точка зрения имеет право на жизнь”. Кому то, например, привычнее учитывать расход топлива путем записи в блокнот (после каждой поездки) показателей датчика, а состояние двигателя определять “на слух”.
Раньше автомобильная техника ограничивалась функцией воспроизведения звука, и развитие этого сегмента техники значительно отставало от своих стационарных собратьев. Теперь автомагнитолы перестали бать просто приспособлениями, считывающими информацию с CD или DVD-дисков. Они стали более продвинуты, что можно доказать, приведя несколько фактов.
Во-первых, автомобильные магнитолы теперь умеют воспроизводить звук не только с вышеупомянутых носителей. Теперь к ним можно подключать любой USB-носитель (флешку или переносной жесткий диск). Стало возможно взаимодействие с мобильным телефоном, КПК или аудиоплеером. Некоторые автомагнитолы оснащены кардридерами и могут прямо с карт памяти воспроизводить музыку, а при наличии дисплея и изображение. Кроме того, наличие USB-порта дает возможность подзарядки телефона или mp3-плеера прямо в машине.
Интересным усовершенствованием автомагнитолы является поддержание связи Bluetooth. Такая инновация дает возможность не только слушать музыку, находящуюся на телефоне, но и использовать магнитолу вместо hands-free.
Настоящим изобилием функций обладает мечта каждого автомобилиста — Car PC. Это чудо техники сочетает в себе возможности нескольких приспособлений. К функциям Car PC относятся:
- - Воспроизведение видео. Эта возможность, совмещенная с умом компьютера и ЖК-экраном, делает просмотр видеороликов настоящим удовольствием. К тому же, компьютер имеет возможность установки ТВ-тюнера и просмотра любимых телепередач в дороге.
- - Звук. Жесткий диск способен сохранять тысячи аудиороликов, которые не поместятся во всех дисках вмещаемых бардачком. А установка качественной акустической системы делает автозвук неповторимым.
- - Навигация. В автомобильный компьютер встроена и компактная GPS-система, позволяющая ориентироваться на местности при помощи спутниковой связи. Кроме того, наличие Wi-Fi-адаптера позволяет прямо из автомобиля обновлять каталог карт автомобильных дорог. Да и вообще доступ к скоростному Интернету в машине дает водителю ряд дополнительных возможностей: скачивать музыку и видео, обновлять программы для ПК и многое другое.
Существуют теперь и специальные адаптера, позволяющие синхронизировать работу ПК и двигателя автомобиля. Такой контроль над работой авто обеспечивается специальным программным обеспечением, позволяющим выводить на экран ПК параметры работы двигателя. Более дорогие модели адаптеров позволяют не только наблюдать за этими параметрами, но и изменять их прямо на ходу. Автомобиль, оснащенный такими возможностями, по праву может считаться цифровым.
Комментарии и отзывы
Носимая электроника с каждым годом лишь набирает популярность: фитнес-браслеты и умные часы можно сейчас...
Hyper запустил новую кампанию на Kickstarter для своего последнего концентратора USB-C нового поколения -...
Известный инсайдер PSErebus, который ранее точно предсказал дату выход игры The Last of Us Part 2, сегодн...
Компании EK и In Win пополнили ассортимент корпусов моделью EK-Quantum InWin 909EK Silver Limited Edition...
Любой цифровой прибор казался нам компьютером - даже примитивный тахометр с двумя циферками. А сколько компьютеров сегодня установлено в машине средней руки? Дело уже идет к сотне… Причем возможности современного смартфона заметно превосходят потенциал компьютера марсохода Curiosity, которому всего-то пять лет от роду.
А что не умеют делать штатные бортовые компьютеры? Загибайте пальцы. Они никогда не назовут вам коды ошибок систем управления двигателем, автоматической коробкой, дверями или стеклами. Они редко показывают температуру двигателя, среднюю скорость, время в пути или динамику разгона до сотни, а также не любят запоминать возникающие ошибки. Кроме того, многим водителям нужны аварийные сигнализаторы, контролирующие температуру, обороты двигателя, скорость.
У владельцев , свои запросы - взять хотя бы расход топлива двух видов. Кому-то нужно автоматическое включение фар по сигналу датчика скорости или подключение парктроников с настраиваемой чувствительностью. В отдельных случаях может пригодиться принудительное включение вентилятора системы охлаждения. Кому-то хочется точнее настроить датчик уровня топлива в баке. Забывчивым помогут различные напоминалки - предупреждающие о невыключенных габаритных огнях, о гололеде на дороге или необходимости пройти очередное ТО. Многие любят простые игрушки-говорилки («Здравствуй, хозяин!»). Экстремалам может понадобиться индикатор пробуксовки колес. А еще есть такая функция, как таксометр…
Мы решили протестировать , пригодные для бюджетных автомобилей. Возможности у отобранных для исследования приборов разные, но тем интереснее.
Примерная цена 9800 руб. Универсальный бортовой компьютер, который мы установили на торпедо. Такое устройство, ввиду солидных размеров, больше подходит для крупных автомобилей. Кнопки тоже крупные, такими удобно пользоваться. И цветной дисплей немаленький. Помимо всех стандартных возможностей, включая подсоединение парктроника, девайс позволяет контролировать температуру и считывать коды ошибок или вариатора на многих автомобилях. Может работать с машинами, переведенными на газ, обеспечивая точные показатели расхода альтернативного топлива. | Примерная цена 1580 руб. Компактное устройство, скорее даже миниатюрное. Такое хорошо расположится в гнезде для кнопки на панели приборов автомобилей Самара 2, Гранта, Калина, Приора или . Снабжает практически той же информацией, что и более крупные устройства, но представление параметров (на скромном трехразрядном дисплее) значительно менее удобно. Звукового синтезатора нет. Программирование затруднено: кнопок-то всего две! Можно устанавливать и на иномарки, если найдете подходящее место. Считаем, что особенно пригодится автомобилям, не имеющим штатной индикации какого-либо важного параметра, например температуры охлаждающей жидкости или оборотов двигателя. |
Примерная цена 5670 руб. Необычного вида устройство идеально вписывается во все автомобили с круглыми дефлекторами системы вентиляции. В том числе в , на которой мы его и проверяли. Есть другие модели, спроектированные под установку в панель автомобилей Chevrolet Niva, ГАЗель Бизнес, УАЗ Патриот, ВАЗ-2110. Функционал и количество протоколов, поддерживаемых борткомпьютером, - максимальные для конкретного автомобиля. Аппараты семейства С имеют голосовое сопровождение, а семейства СL - нет. Индицирует температуру масла в автоматических коробках передач некоторых моделей. Прошивка обновляется при соединении бортового компьютера со стационарным через USB-кабель. | Примерная цена 5050 руб. Необычного вида устройство не имеет дисплея - для испытаний пришлось задействовать смартфон. Прибор разместили под панелью, поскольку снаружи ему делать нечего. И это хорошо - не мозолит глаза. Информация выводится на экран сопряженного по протоколу Bluetooth смартфона или планшета на Android-платформе. Программу скачали с сайта производителя. Обновление прошивки - через смартфон или ноутбук. Понравилось, что прибор сохраняет данные всех поездок вне зависимости от того, на связи он с мобильным устройством или нет. Можно пересылать журнал ошибок на СТО - тоже через смартфон, хотя это мы не проверяли. Минус очевиден: необходим дополнительный гаджет (смартфон). |
Примерная цена 5510 руб. Устанавливается на переднюю панель или крепится на ветровое стекло. Дисплей монохромный. Такой подойдет в первую очередь на ВАЗ и УАЗ, но в принципе способен соединяться по кабелю OBD-II и с некоторыми иномарками, выпущенными после 2001 года. Поддерживает оригинальные диагностические протоколы некоторых моделей. Уточнить совместимость поможет сайт www.microline.ru | Примерная цена 3900 руб. Место производства этого прибора с графическим монохромным дисплеем - Тольятти, и очевидно, что он максимально адаптирован к автомобилям ВАЗ. Мы установили его на переднюю панель, хотя можно крепить и к ветровому стеклу. В инструкции сказано, что девайс совместим с блоками управления не только автомобилей ВАЗ, но и ГАЗ, а также иномарок, но только по стандартному протоколу OBD-II. Прошивка устанавливается с SD-карты. Прибор может отдельно подсчитывать параметры движения автомобиля на бензине и на газе. |
- параметры поездки: время в пути, пробег, текущую и среднюю скорость, мгновенный и средний расход , остаток топлива в баке, температуру окружающего воздуха, стоимость поездки;
- текущие параметры работы двигателя: давление во впускном трубопроводе, давление топлива в магистрали, длительность впрыска, давление воздуха на выходе из компрессора, массовый расход воздуха, напряжение датчиков кислорода, частоту вращения коленвала, положение дроссельной заслонки, положение педали газа, мгновенный расход топлива, расчетную нагрузку на двигатель, температуру охлаждающей жидкости;
- параметры ошибок: ошибки ЭБУ, сброс и запись ошибок;
- параметры парковки (некоторые устройства превращают свой экран в дисплей полноценного парктроника).
А еще у большинства приборов предусмотрено голосовое предупреждение о выходе контролируемых параметров из заданного диапазона.
Нам показалось, что самый интересный вариант в представленной компании компьютеров - Multitronics МРC‑800. Главным образом потому, что такой прибор, обладающий достойными «мозгами», не уродует интерьер машины, поскольку прячется где-то внутри, возлагая «представительские» функции на смартфон владельца. Для многих это может оказаться решающим фактором при выборе устройства.
Если решили приобрести маршрутный компьютер, советуем прикинуть возможности его размещения и подключения. Вариант, который мы ради шутки запечатлели на заглавном кадре, не такой уж нереальный. Очень часто различные дополнительные приборы вместо пользы приносят вред: загораживают , отваливаются из-за хлипкого крепления, а порой и вовсе лишают возможности пользоваться штатным оборудованием машины. Например, решив приобрести симпатичный круглый прибор, размещаемый вместо дефлектора, не забывайте, что одновременно вы лишаетесь этого дефлектора! Другой пример: у многих автомобилей (например, у семейства Logan) разъем OBD, к которому подключают такие компьютеры, расположен в середине перчаточного ящика. Решение не лучшее: неудобно протаскивать к этому разъему жгут проводов. Впрочем, если вы относите себя к рукастым, обязательно найдете удобное решение. Не уверены - обратитесь к установщикам: они быстро растолкуют, что к чему и как это будет выглядеть. Отдельный совет тем, чье зрение оставляет желать лучшего. Убедитесь, что при управлении машиной показания малогабаритного дисплея будут для вас читабельными. Иначе придется ориентироваться только на голосовые подсказки компьютера, что сразу меняет ориентиры при его выборе. Счастливого пути - и привет компьютерам! |