Интернет Windows Android

Игровая деятельность как одно из основных условий использования икт в доо. Использование икт при организации образовательной деятельности дошкольников Примеры использования средств икт в игровой деятельности

ВИЗУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (Вм) Презентации

Видеофрагменты фильмов и мультфильмов Модули действий.

Собирание в правильной последовательности пирамидок

Конструирование различных предметов и т.п.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из жизни животных, растений, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения

(дикие животные, животные и растения различных природных зон и т.д.). Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды пр.

В обучении грамоте мультимедиаресурсы призваны, с одной стороны, помочь смоделировать звучащую речь с помощью различных схем и моделей, с другой стороны, наряду с традиционной статичной наглядностью предложить альтернативные динамичные образы и объекты наблюдения. Так, те же предметные картинки в движении будут способствовать формированию глагольной лексики, а динамичный образец артикуляции звука позволит организовать и наблюдение за ним, и контроль собственного произношения. Возможность использования аудиоматериалов позволяет также организовать работу по правильному звукопроизношению.

Обучающие игры с элементами грамоты развивают и поддерживают интерес к таким занятиям, способствуют формированию положительной мотивации к чтению. Этому же способствует просмотр некоторых мультфильмов, например «Улица Сезам», «Азбука-малышка». Кроме того, просмотр мультфильмов целесообразно устраивать после знакомства с соответствующим произведением художественной литературы.

Задействованное оборудование для визуальной модели Телевизор;

Компьютер с периферией: экран и проектор; Сканер; Интерактивная доска.

АУДИО-МОДЕЛЬ (Ам) Музыкальное сопровождение Аудиокнига Радиоспектакль

Одним из основных средств организации учебно-воспитательного и

игрового процесса издавна являются радио и проигрыватель. Сегодня они заменяются более современными средствами. Фактически во всех типах занятий и во всех образовательных областях используется музыкальное сопровождение. Звуки музыки сопровождают ребёнка на протяжении всего дня. Для реализации этой модели имеется большая коллекция музыкальных фрагментов, разрабатываемая многими фирмами. В большинстве своём эти кассеты, диски и проч. изготовлены в нарушение авторского и имущественного права.

Другим не менее важным средством является аудио-книга, использование которой в условиях непомерной скученности групп, является одним из выходов для воспитателя, не имеющего возможности постоянно держать в поле зрения большое количество детей. Ассортимент предлагаемых аудиокниг – велик. Речь идёт лишь о грамотном отборе, так как не все аудио-книги хорошего качества.

Радиоспектакли в этом отношении – более качественные, так как сделаны в период, когда такого рода продукции был совсем другой подход.

Задействованное оборудование для аудиомодели: Музыкальные плееры с акустической системой. Проигрыватель Компьютер с акустической системой Радио.

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ (Им)

Игровая модель опирается на использование ИКТ в детском саду для игр. При этом для игр используются не только традиционные ИКТ, но и электронные игрушки, включённые в процесс учебно-образовательной деятельности.

Игровая модель, таким образом, оперирует электронными игрушками и компьютерными играми. Электронные игрушки подразделяются на: детские

компьютеры, интерактивные обучающие игрушки, электронные игры, интерактвные развлекательные игрушки.

Детский обучающий и развивающий компьютер, или детский игровой компьютер предназначен, прежде всего, для того, чтобы развивать ребенка, хотя для него все будет выглядеть, как игра. Обучающий и развивающий электронный прибор рассчитан на помощь ребёнку в освоении алфавита, счёта, чтения и письма. Детские компьютеры проектировались в расчете на детей от 2 до 16 лет. Детские игровые компьютеры для детей младшего возраста будут иметь интерактивные фигурки персонажей мультфильмов или смогут рассказать сказку. Детские игровые компьютеры могут сыграть мелодию, показать мультик или предложить сыграть в интересную игру.

Интерактивные, обучающие и развивающие товары выпускаются с четко заданной целью для развития определенных знаний умений или навыков. Мягкие развивающие игрушки предназначены для детей самого юного возраста и рассчитаны на развитие моторики и двигательной активности. Мягкие развивающие товары позволят мять, колотить, бросать себя и все лишь для того, чтобы у малыша наилучшим образом шло развитие опорно-двигательного аппарата.

Мягкие обучающие игрушки позволят развить необходимую систему знаний, к примеру, разучить цифры, алфавит, научить считать или познакомят с многообразием окружающего мира.

Детские настольные и карманные электронные игры подразделяются на две основные категории это, собственно, игры, созданные для развлечений, а также специальные, развивающие. Более дорогие карманные электронные игры могут даже самостоятельно генерировать кроссворды.

Задействованное оборудование для игровой модели: Интерактивные обучающие игрушки Электронные игры Интерактивные развлекательные игрушки Компьютеры


МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (Мм)

Важнейшую роль в организации учебно-воспитательного процесса играет методическая модель применения ИКТ, которая формируется буквально сегодня. Методическая модель включает следующие части: методические видео-занятия; дидактические аудио-книги; система вебинаров; дистанционные семинары и лекции; электронные педагогические СМИ и методические интернет-ресурсы.

Методические видео-занятия представляют собой большую, но разрозненную коллекцию занятий педагогов, созданных с разными целями. Среди целей выделяются: рекламные, мемориальные, а также непосредственно методические. Пока методические видео-занятия не стали частью методической поддержки образовательной системы и используются спорадически.

Дидактические аудио-книги. Этот ресурс тоже насчитывает несколько лет истории. Некоторые методические разработки, в частности комплексная программа «Детство» была начитана для использования в аудио-режиме. Этот опыт один из первых, хотя количество аудио-книг быстро растёт, но пока нет методики использования этого ресурса.

Вебинары получили быстрое и повсеместное распространение, образовав своего рода сообщество тех людей, которые быстро освоили этот тип повышения квалификации. Наиболее авторитетным центром организации таких семинаров стал МЦФЭР – Московский центр финансово-экономического развития (www.menobr.ru).

Дистанционные семинары и лекции – более традиционный по сравнению с предыдущим способ обучения с применением ИКТ.

Электронные педагогические СМИ. Сегодня фактически все издания (из 235 педагогических изданий разного толка, зарегистрированных в Федеральном Агентстве по печати и информации) имеют свой сайт. Но едва ли 10 процентов из них имеют электронную версию. Представляемые ими материалы – также замечательная методическая база.

Задействованное оборудование для методической модели Телевизор

Компьютер с периферией: акустическая система Веб-камера Интернет Плеер Радио и др.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (Пм)

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ, которая более широко применяется – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Известно, что зачастую тетради на печатной основе, столь любимые детьми, родителями и педагогами, содержат ошибки, иногда довольно грубые. Известно также, что часто воспитатели, найдя хорошую книгу с упражнениями и заданиями для детей, обращаются к родителям с просьбой сделать копии. Использование обычных сканера и принтера и элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Подготовительная модель позволяет: изготовить необходимые дидактические пособия, изготовить раздаточный материал, изготовить предметные и сюжетные картинки,

изготовить маски, медальоны для подвижных игр,

изготовить атрибуты для театральной деятельности и многое другое.

Задействованное оборудование для подготовительной модели Компьютер с периферией: издательская система Сканер Брошюратор

Графические программы

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (Дм)

Проведение диагностики сопровождается заполнением большого количества бумаг, таблиц, которые зачастую подходят лишь для демонстрации проверяющему лицу как свидетельство того, что «ведется большая работа», а, по существу, происходит имитация пользы такой работы для ребенка.

Для решения обозначенных проблем в ряде дошкольных образовательных учреждений организованы диагностические службы, советы, творческие группы; педагогическая диагностика внесена в годовые и календарные планы дошкольного учреждения и педагогов; ведется соответствующая документация (имеются диагностические программы и заключения по результатам педагогической диагностики). Таких дошкольных образовательных учреждений с каждым годом становится больше, и все-таки в настоящее время они скорее являются исключением, чем правилом.

Вместе с тем согласно принятым ФГТ, требуется вести постоянный мониторинг. Для этой цели ИКТ являются крайне необходимым средством.

Существуют различные методы обследования и диагностики, начиная с физиологических данных на ребёнка, которые могут быть замерены аппаратными средствами и зафиксированы в базу данных компьютера и, заканчивая, специально разработанными программами по диагностике разных видов деятельности.

Задействованное оборудование для диагностической модели Компьютер Аппараты для диагностики физиологических параметров:

электронные весы и т.п.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (Инф-м)

Информационная модель – это колоссальный объём справочной литературы, блогов, рисунков, программ игровых и обучающих, которые хранятся в Интернете

Задействованное оборудование для информационной модели Компьютер и интернет

КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ (Км)

Коммуникационная модель – способ профессиональной связи с помощью ИКТ со специалистами в профессиональной сфере.

Задействованное оборудование для коммуникационной модели Компьютер и интернет

- Решение проблем: каждый педагог должен знать, как разрешать возникающие проблемы, связанные с технологическими инструментами.

Педагоги должны знать, что, если компьютер начинает себя вести как-то не так, самый простой способ решить эту проблему – выключить его, а потом снова включить. Иногда следует проверить периферическое оборудование, оно может быть не плотно подключено в разъемах. Иногда следует заново отформатировать диски или проверить, не осталась ли дискета в выключенном компьютере. Педагоги должны знать эти и другие


проблемы, возникающие при использовании компьютеров. Перед их глазами должна быть таблица, соотносящая суть проблемы с алгоритмом ее решения.

- Техническая помощь: каждый педагог должен знать, куда, следует обратиться за технической помощью.

Иногда появляются технические проблемы, которые выходят за уровень компетенции педагогов. Педагоги, использующие в своей работе информационно-компьютерные технологии должны установить хорошие рабочие отношения с техническим персоналом и знать, как оперативно подключить его к решению возникающих проблем. В крайнем случае, на видном месте, рядом с компьютерным столом должен находиться номер телефона «скорой компьютерной помощи».

- Веб-ресурсы: каждый педагог должен знать, какие ресурсы имеются в Интернете по его профессиональной деятельности и сфере интересов.

Интернет – чудесный источник для повышения квалификации педагога. И этот источник становится все богаче. Педагоги должны знать, к каким Интернет-ресурсам они могут обратиться, чтобы повысить свой профессиональный уровень. С этой целью можно провести специальный семинар для педагогов детского сада, познакомить их с образовательными сайтами (Всероссийский Интернет-педсовет – http://pedsovet.org/mtree/task, Информатика и ИКТ в образовании - http://www.rusedu.info, Информационные технологии в образовании - http://www.itoedu.ru, Искусство

и Интернет-технологии – http://art.ioso.ru и др.) и педагогическими Интернет-клубами («Детский сад настоящего: 100 резервов» - http://www.pik100.ucoz.ru, Всероссийский педсовет - http://pedsovet.org/mtree/task и др.).

- Умение искать в Сети: каждый педагог должен обладать хорошими навыками поиска информации в Сети.


Поиск в сети становится главным навыком для всех пользователей компьютерами. Педагоги сегодня проводят довольно много времени в он-лайн в поисках различных медиа-ресурсов и информации, которые можно использовать в работе с детьми. Для этого нужно научиться работать по опорным словам в поисковых системах типа Yandex, Google, Rambler и др.

- Интерес и гибкость: каждый педагог должен быть открыт новым способам работы.

С целью повышения квалификации и улучшения своей работы педагогу необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к новым педагогическим технологиях и научным разработкам, находится в непрерывном поиске идей. Один из лучших способов получения идей – участие в форумах, где педагоги обсуждают друг с другом актуальные педагогические проблемы, делятся опытом своей профессиональной деятельностью. Для общения можно заходить на сайты и форумы педагогических журналов, департаментов и управлений образования и др.

Используя данные памятки, руководитель и старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения смогут:

Повысить уровень своей профессиональной культуры;

Развивать плодотворное сотрудничество с педагогами, родителями и детьми;

Повысить уровень функциональной грамотности в сфере информационных технологий;

Получить возможность самореализации и самоутверждения;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонова Л.Е. Информационные технологии в системе гуманитарного образования. http://www.crimea.edu/tnu/conference/el/bes1.htm.

2. Большой толковый словарь компьютерных терминов. /АйенСинклер. –

М.: Вече Аст, 1998. – 510 стр.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность. – М.: Мозаика-

Синтез, 2008. – 112 стр.

4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 стр.

5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В.. Образовательная программа детского сада. – М.: АРКТИ, 2011 – 264 стр.

6. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. - М.; АРКТИ, 2004. - 144с.

7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.

8. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – 2009. – 176 стр.

9. Дашниц Н. Л. Подготовка педагогических кадров к комплексному использованию информационных и коммуникационных технологий: методические рекомендации. – Ярославль: изд-во «Александр Рутман»,

10. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2011. – 528 стр.

11. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособи6е для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.

12. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста/ Под ред. С.А.Лебедевой. – М.: ИЛЕКСА, 2009. – 165 стр.

13. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. и доп. /Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.- 320 стр.

14. Информационные технологии: Учебник /М.Е. Елочкин, Ю.С. Брановский, И.Д. Николенко; Рук. авт. группы М.Е. Елочкин. – М.: Изд-во Оникс, 2007.

15. Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

16. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

17. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. –

18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –

19. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144стр.

20. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – С.128.

21. Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии / В.Г. Михасев, Г.Б. Прончев. – М.: МИПК им. И.Федорова, 2007.

22. Митяева A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.М.Митяев. - М.:

Академия, 2008. - 192 с.

23. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей/Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.

24. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: mon.gov.ru/dok/abt/6591/

25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С. Полат.

– 4-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 стр. 26. Новые формы дошкольного образования в Москве. Методическое

пособие. Составители: Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю.

Белая. М., 2009.


27. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод. пособие/О.А. Соломенникова – 3-е изд., испр. и доп.

– М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 стр.

28. Программы дополнительного профессионального образования для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Под ред. О.А. Соломенниковой. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 384 стр.

29. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 336 стр.

30. Рабинович П.Д. Техносфера образовательного учреждения как платформа для реализации стратегических задач модернизации системы образования. Электронный ресурс. Семинар по результатам выполнения работ в рамках реализации субсидий (из средств ФЦПРО на 2011-2015 гг.), предоставленных на поддержку региональных программ развития образования. Москва, ФГАУ ФИРО, 2012, http://mrso-mon.ru/sites/default/files/tehnosfera_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.pdf

31. Рабинович П.Д. Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям. М.: Бином, 2011

32. Самоучитель работы на компьютере: официальный учебный курс для получения Европейского сертификата. – М.: Триуфм, 2008.

33. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. - М.:УЦ Перспектива, 2011.

34. Селевко Г.К. Традиционные педагогические технологии и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. –

35. Симонович С.В., Мураховский В.И. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

36. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-у изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

37. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. - М.:УЦ Перспектива, 2011.

38. Скоролупова О.А., Логинова Л.В.. Играем?..Играем!!!Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

39. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я.


Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

40. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-у изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

41. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104 стр.

42. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: програм.-методич. Обеспечение: пособие для рук. и адм. работников/И.А. Урмина, Т.А.Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 320 стр.

43. Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; научн. руководитель А.Г.Асмолов; руководит. Авторского коллектива Н.Ф. Федина. – М.: «Просвещение», 2011.- 240 стр.

44. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. – 52 стр.

45. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие /Под общей ред. Микляевой Н.В. - М.:УЦ Перспектива, 2011.

46. Ходакова Н.П. Информационные технологии – часть профессиональной подготовки специалиста дошкольного образования. // Современный детский сад. – 2009. - № 3.С. 26.

47. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М. : Илекса: Народное образование; Ставрополь; Ставропольсервисшкола, 2003. - 400с.

Дополнительная литература

1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. //Современное дошкольное образование. №4/2010. – C.14.

2. Бодраченко И.В. Разнообразие форм работы музыкального руководителя с родителями.//Современный детский сад №3, 2011. - С. 49.

3. Мирофанова О.Н., Малмыго Н.П. Игровые упражнения в процессе социализации ребенка 4-5 лет. //Современный детский сад №6, 2010. - С. 60.

4. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнение и игр. (+CD) – СП.: Наука и техника, 2007. – 256 стр.

5. Минина Г.П. «Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ. //Современное дошкольное образование. №4/2010. – C.26.

6. Никитенко С.Г. Интернет ресурсы по дошкольному образованию за рубежом. //Детский сад от А до Я №2 (32), 2008. – С.137.

7. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.//Современный детский сад №3, 2010. - С. 43.

8. Проблемы разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ. //Материалы круглого стола «Проблемы разработки и внедрения ИКТ в ДОУ». Современное дошкольное образование. №3. 2011. – С.32.

9. Скуратова К. В. Информационно-компьютерные технологии как условия перевода детского сада в режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. //Детский сад от А до Я №5 (35), 2008 - С24.

10. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми….//Современный детский сад №5, 2011. - С. 38.

1. Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. - 1983. - №2.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - №1.

3. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.- № 4.

4. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.

5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.

6. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.

7. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.

8. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2000. - №1.

9. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

11. Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998.

12. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.

13. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.:Можайск-Терра, 2000.

14. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. - М., 1998.

15. Доронина О.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. - 1993. - №1.

16. Дубинина В.В. Информатика для малышей. - Казань:ИПК, 1993.

17. Духлянов В.Л., Мылова И.В. Информатика в младших классах (Машина Поста.) / Книга для учителя. - СПб.:ЛОМУУ, 1992.

18. Жорж Папи. Мини–Компьютер // газета "Начальная школа" - еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1996. - №№1...12.

19. Жинкина А.Е:, Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков - пользователей Интернета. // Труды no социологии образования. Works on sociology of education: V. 5. Вып. VII / Под ред. B.C. Собкина. - М.:Центр социологии образования РАО, 2000.

20. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - №2.

21. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.:Просвещение: Владос, 1994.

22. Зарецкий А.В., Труханов А.В. А я был в компьютерном городе. - М.:Просвещение, 1990.

23. Зарецкий А.В., Труханов., Зарецкая М.О. Энциклопедия профессора Фортрана: Для детей мл. шк. возраста. - М.:Просвещение, 1991.

24. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.А., Шень А.Х. Алгоритмика. - М.:ПЭМ, 1993.

25. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1.

26. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.

27. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

28. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.

29. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.

30. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.

31. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.

32. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник www.еd.gov.ru/koi8/goscom/ischool/concept

33. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1989.

34. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.

35. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. - № 1.

36. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. - Киев, I998.

37. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. - 1986. - № 4.

38. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.- №3.

39. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.

40. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. - 1997.

41. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.

42. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Институт человека РАН, 1998.

43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

44. Образование в Швеции. Интернет-источник www.kapustin.da.ru

45. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях / Приложение 2 решению коллегии Министерства образования Российской Федерации // Информатика и образование. - 1995. - №4.

46. Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. - 2002. - №1.

47. Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. - М.:Педагогика, 1989.

48. Первин Ю.А.и др. Роботландия: Пособие для учителя. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.

49. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.

50. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.

51. Полат Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - № 7.

52. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О формировании межвузовской научно-технической программы". Интернет-источник de.unicor.ru/Mntp/prikaz.htm

54. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

55. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

56. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 1997.

57. Фишер Т.Б. Интегрированные уроки музыки и информатики // Информатика и образование. - 2002. - №8.

58. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: книга для учителя: пер. с англ. - М.:Просвещение, 1989.

59. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.:Владос, 1999.


ГИПЕРТЕКСТ (англ. hypertext) -1. совокупность реализованных в s-среде электронных документов, связанных между собой гиперссылками (для быстрого перехода от одного документа в заданное место другого и произвольных перемещений внутри документов);2. технология построения совокупностей связанных гиперссылками документов, являющаяся технологическим основанием Веба (применяется при разработке веб-сайтов, электронных энциклопедий, словарей, справочных систем и др).

2 Геоинформационные системы (также ГИС - географическая информационная система) - системы, предназначенные для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о представленных в ГИС объектах. Другими словами, это инструменты, позволяющие пользователям искать, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов.

Анкета для воспитателей ИКТ.
При работе с таблицей Вам нужно в столбце «Ответ» поставить знак + напротив правильного ответа. Правильных ответов может быть несколько. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 20
№ п/пВопрос Варианты ответов Верный ответ
1 Расшифруйте аббревиатуру ИКТ а) информационные и коммуникационные технологии б) информационно-компьютерные
технологии в) информационные коллективные
технологии 2 Расшифруйте аббревиатуру ЭОР а) электронные
образовательные
результаты б) электронные
образовательные ресурсы 3 Расшифруйте аббревиатуру ЦОР а) централизованные образовательные ресурсы б) целенаправленные образовательные результаты в) цифровые
образовательные ресурсы 4 Верно ли указан адрес сайта для воспитателей ДОУ?
http://dohcolonoc.ru/а) да б) нет 5 Верно ли утверждение:
«ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации, а также для оказания услуг (сотовая связь, электронная почта, Интернет, компьютерное оборудование и др.)? а) да б) нет 6 Верно ли утверждение: «ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств ИКТ»? а) да б) нет 7 Верно ли утверждение: «Информационные и коммуникационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования»? а) да б) нет 8 Верно ли утверждение: «Педагоги ДОУ должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для реализации ФГОС дошкольного образования»? а) да б) нет 9 Какими знаниями и умениями должен обладать воспитатель ДОУ в соответствии с требованиями к должности воспитателя, предусмотренными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»? а) основы работы с текстовыми редакторами б) основы работы с электронными таблицами в) основы работы с электронной почтой и браузерами г) основы работы с мультимедийным оборудованием 10 В каких направлениях могут быть использованы ИКТ? а) при организации образовательного процесса с детьми б) при взаимодействии с родителями в) в процессе методической работы 11 Верно ли утверждение: «ИКТ помогают объяснить ребенку в доступной форме то, что непонятно ему на словах» (например, показать, что такое круговорот воды в природе)? а) да б) нет 12 Верно ли утверждение: «ИКТ нельзя совмещать с игровой деятельностью детей»? а) да б) нет 13 Верно ли утверждение: «Текстовые ЭОР содержат преимущественно текстовую информацию»? а) да б) нет 14 Верно ли утверждение: «Звуковые ЭОР содержат цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание»?
а) да б) нет 15 Верно ли утверждение: «Сетевые ЭОР доступны потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети»? а) да б) нет 16 Верно ли утверждение: «Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке»? а) да б) нет 17 Как называется экскурсия, которую можно провести с помощью средств ИКТ? а) информационная б) виртуальная в) электронная 18 Как называется устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации? а) клавитураб) мышка в) монитор 19 Как называется устройство фиксации на бумаге информации, найденной в сети Интернет или созданной педагогом или ребенком? а) клавитураб) принтер в) монитор 20 На что нужно обращать особое внимание для профилактики заболеваний при работе с компьютером? а) на профилактику нарушения зрения б) на профилактику нарушения осанки в) на профилактику заболеваний кистей рук

Консультация для педагогов

«Применение ИКТ в игровой деятельности»

Невозможно представить современную жизнь без информационных ресурсов. Современный мир требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Грамотное использование компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать творческие способности ребенка.

В ходе игровой деятельности с использованием компьютерных средств у дошкольника развивается мышление, воображение и другие качества, которые ведут к резкому повышению творческих способностей. По сравнению с традиционными играми, игры компьютерные обладают рядом современных новшеств:

Информация на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

Компьютерные игры помогают закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, их можно использовать в индивидуальной работе.

Во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Использование ИКТ в игровой деятельности обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В старшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет. Поэтому является необходимым включение в игровую деятельность ребенка музыки. Музыка обогащает эмоциональный опыт ребенка-дошкольника, служит средством эффективного развития всех личностных качеств ребенка. Планирование и организация музыкально-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий (Далее – ИКТ) должно учитывать наличие необходимого оборудования для проведения занятий, развлечений: наличие компьютера или ноутбуку, программного обеспечения, необходимых DVD или CD дисков, музыкального центра, музыкальных колонок, интерактивной доски, оптического прибора (проектора), наличие проекционного экрана. Наличие интерактивной доски позволяет педагогу и воспитанникам сочетать компьютерные и традиционные методы организации музыкально-воспитательного процесса. Однако, на современном этапе в образовательном процессе ДОУ недостаточно используют ИКТ как информационный ресурс в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – процесс применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Предмет исследования – педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Цель исследования – изучить возможности применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Проанализировать возможности использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в процессе опытно-экспериментальной работы.
3. Определить педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий по результатам опытно-педагогической работы.
Гипотеза: выдвинуто предположение, что игра является наиболее естественной и природосообразной формой жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Поэтому применение ИКТ в музыкально-игровой деятельности в ДОУ представляется целесообразным и будет способствовать раскрытию их творческого потенциала, развитию музыкальных способностей, а также созданию в группе эмоционально-позитивной атмосферы.
В работе использованы методы: теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала; эмпирические методы: наблюдение, эксперименты; методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Е.В. Середа, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и др. Игру как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста всесторонне рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.В. Середа, Н.В. Уварина, Д.Б. Эльконин и другие. А.А. Люблинская, В.С. Мухина раскрыла особенность игровой деятельности в каждый из периодов дошкольного детства. Т.Д. Антонова, Ю.В. Терентьева, Д.Б. Эльконин раскрыли методические аспекты обогащения музыкой сюжетные детские игры. К.К. Соколова, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлева и др. обосновали необходимость использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях. Н.Г. Яковлевой составлена картотека сюжетных детских игр с использованием музыкального сопровождения для детей старшего дошкольного возраста посредством применения ИКТ.
База исследования:
Структура исследования. Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 70 страниц.[...]

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1.1. Сущность понятия «музыкальной игровой деятельности» в ДОУ

В настоящее время игровая деятельность признается важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка (Т.С. Комарова , Д.Б. Эльконин и др.). Современные исследователи исходят из той позиции, что игра является формой и способом образного отражения действительности, принятия и сохранения художественного опыта народа. Так, исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагал, что игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом . Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что создание общей философско-эстетической теории игры ещё не завершено.
Идея использования игры в деле воспитания принадлежит к давним и прочно утвердившимся теоретическим достижениям педагогической науки. Феномен игры – явление многомерное. Различные его аспекты исследуются философией, культурологией, психологией, педагогикой, эстетикой, искусствоведением и другими науками. Отсюда – многообразие акцентов в определениях понятия игры: изначальная школа поведения (С.Н. Кайдаш) , инстинктивное самообразование развивающихся задатков (И.В. Кошмина) , способ ориентирования в явлениях культуры с помощью культовых символов (Д. Эльконин) , механизм самоорганизации и самообучения (Т.С. Комарова) , способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов (А.М. Новиков) , совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, открытие и познание его и нахождение своего места в нем (Б.М. Рунин) . Но при всем многообразии подходов к феномену игры, при всем различии теорий её происхождения общим для них остается признание социализирующей, обучающей, развивающей функции игры, её огромного педагогического потенциала.
Исследователи детской игры (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в игре формируются такие способности человеческой личности, которые влияют на эстетический характер отношения к окружающему и в целом на эстетическое мировосприятие. Именно в игре происходит одушевление ребёнком неживых объектов, способность перевоплощаться в другого человека, видеть в объектах и предметах богатство отношений, а также вера в вымысел, иллюзию без утраты чувства реальности. Следовательно, игровое поведение очень тесно переплетено с искусством.
Как известно, среди всех видов музыкальной деятельности детей музыкальное восприятие является ведущим. Рассмотрение игры как системообразующего фактора педагогического процесса в музыкальном воспитании опирается на игровую природу музыкального восприятия. Теоретический анализ процесса музыкального восприятия ставит проблему его развития в контекст игровой деятельности слушателя. Сравнивая музыкальное восприятие и игровую деятельность, мы обнаруживаем целый ряд общих принципов: во-первых, преобладание эмоционального начала в игре и в восприятии музыки. Сложность и своеобразие эмоций в игре во многих исследованиях сравнивается с художественными эмоциями (Л.С. Выготский , В.Н. Дружинин и др.). Игра не ограничивается чистым действием – субъективное эмоциональное состояние её участников привносит в игру осмысленность, становится источником удовольствий, наслаждений, вызываемых игрой.[...]

Галина Виноградова
Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в игровой деятельности»

Возможности использования ИКТ в игровой деятельности

Подготовила Виноградова Г. Ю, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей , педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия , игровых знаков , приобретающих значение в смысловом поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства . В ходе игровой деятельности дошкольника , с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач ;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия , внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым , замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми

Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества , такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Однако опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски , которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка.

Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров , оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуа-тируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя , который несет ответственность за безопасность ребенка.

При взаимодействии ребенка с персональным компьютером стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

В отличие от персонального компьютера, интерактивная доска – инструмент групповой работы. Педагог, работающий с детьми любого возраста, сталкивается с тем, что изображение на интерактивной доске воспринимается иначе , чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски . Полноценное использование интерактивной доски предполагает, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми.

Интерактивные страницы, с которыми работает только педагог, свободны от многих характерных для дошкольных учреждений ограничений. Детям, сидящим на некотором расстоянии от доски, существенно проще охватить взглядом ее поверхность, наблюдая за действиями воспитателя или выполняя задание устно.

Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Несмотря на то что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность . Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей) . Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

После работы с компьютером или ИД для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т. д., игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с мышц глаз, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Зрительная гимнастика проводится после 5 мин работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых , но и средством обучения и развития детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.