Интернет Windows Android

Основы библиографии. Основы теории библиографии

Введение

Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. От уровня её состояния во многом зависит и эффективность когнитивно-коммуникационных процессов. Это заставляет общество постоянно наращивать объемы библиографических ресурсов, совершенствовать их качество, делать эти ресурсы доступными все большему числу пользователей, стремиться к максимальному использованию всех потенциальных возможностей библиографии.

"Бибилиография"- слово древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание". Примерно в 5 веке до н.э. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги.

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объема фондов и профиля работы.

Можно сказать, что библиографическая деятельность является «сквозной функцией» библиотеки, поскольку и при наличии библиографического подразделения она осуществляется на всех основных участках ее работы. Усиление в последние годы этой «сквозной функции» связано с внедрением в библиографические подразделения компьютерной технологии. Это открыло дистанционный доступ как к отечественным, так и к мировым информационным ресурсам. Именно библиографические процессы сближают библиотечную и научно-информационную деятельность по удовлетворению динамически развивающихся информационных потребностей как ученых и специалистов, так и других групп населения.

Требования к библиографической деятельности во всех типах библиотек, особенно в крупных научных, постоянно растут, прежде всего в связи с количественными и качественными изменениями, происходящих в системе документальных коммуникаций.

Необходимость всемерной интенсификации, повышения качества и эффективности библиографической работы библиотеки требует совершенствования ее организации. От правильной постановки библиографической деятельности в немалой степени зависит эффективность и качество работы библиотеки в целом и ее вклад в процессы информатизации общества.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ БИБЛИОГРАФИИ.

Как "управляться" с книжным богатствами? - этот вопрос волновал людей издавна. Составлялись сборники и хрестоматии лучших произведений и собрания сочинений. В Древней Руси, например, люди книжного дела еще с Х1 в. стали составлять и переписывать хрестоматии, названные красивым емким словом - "изборники".

Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки или глиняные таблички - число их достигло многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями, а по современной терминологии это - библиографические пособия.

С крушением античного мира погибла и созданная им книжная культура, исчезло слово "библиография". Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания, совпавшего по времени с наступлением эпохи Возрождения. Библиографами стали называть иногда типографов. И только в первой половине 17 века французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в смысле: "список литературы". Затем оно приобрело и более широкий смысл: "книгоописание". В дальнейшем в ходе длительной исторической практики использование термина "библиография" он приобрел черты ярко выраженной многозначности. Можно выделить пять наиболее существенных и устойчивых его значений:

1) "библиография" как отдельный библиографический труд, Библиографический указатель литературы;

2)"библиография" как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому либо признаку или библиография периодической печати;

3) "библиография"как наука, предмет и задачи которой в разное время и разными авторами формулировались по-разному;

4) "библиография" как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации;

5) "библиография" как наиболее широкое собирательное понятие, в объем которого входят все названные выше и любые другие библиографические явления.

Последние два определения преобладают в современной библиографической науке и практике.

В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание.

В результате термины "библиография" и "библиографическая деятельность" оказались синонимами. Именно из-за этой тождественности понятий "библиография" и "библиографическая деятельность" второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 - 77.

Между тем деятельный смысл гораздо лучше передается термином "библиографическая деятельность".

Ныне действующий ГОСТ 7.0 - 84 охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. Сама библиографическая деятельность определена в нем как "область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации".

В последние годы наблюдается стремление найти термину "библиография" логически оправданное место в системе библиографической терминологии. В этом значении "библиография" может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.

Таким образом, термин "библиография", возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности устраняется тождественность понятий "библиография" и "библиографическая деятельность".

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИИ БИБЛИОГРАФИИ

1.1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие «библиографическая деятельность» относится к числу наиболее общих понятий библиотековедения. В 70-80-х годах оно получило теоретическое обоснование в свете деятельностного подхода к библиографии и приобрело категориальное значение, хотя в литературе и среди практиков употреблялось и раньше. Появилась необходимость соотнесения его с базовым понятием «библиография». Уточнение понятий надо рассматривать как естественный и непрерывный процесс, обусловленный как развитием библиографической практики, так и развитием науки, обогащающейся новыми возможностями для объяснения новых библиографических явлений.

Многие авторы рассматривают понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» как синонимы. Во многих случаях это возможно и рационально, однако же данные понятия не всегда взаимозаменяемы, что свидетельствует об определенных смысловых различиях, их нетождественности.

Все разнообразие представлений о библиографической деятельности объединяются в два подхода, которые можно обозначить как ограничительный и расширительный. Первый связан с пониманием ее как библиографической практики и он был долгое время доминирующим. Второй подход соответствует целостному представлению библиографической деятельности, включающему в себя все многообразие библиографических явлений. Традиционная интерпретация библиографической деятельности наиболее завершенные формы приняла в рамках дихотомии: библиография (как область научно-практической деятельности) и библиографоведение (как наука об этой деятельности). Таким образом, так как библиографическая деятельность приравнивается к практике, а библиография тоже понимается как «научно-практическая деятельность», то, следовательно, библиографическая деятельность приравнивается к библиографии.

При расширительном подходе библиографическая деятельность включает в себя весь круг библиографических явлений, так же как и библиография в широком понимании. Термины выступают как синонимы и один из них становится излишним в аспекте научной терминологической строгости.

Библиографическая деятельность определяется как область деятельности по удовлетворению потребности в библиографической информации, то есть в нее включается лишь практическая сфера, за пределами остаются научно-исследовательский, учебно-педагогический компоненты. Между тем в самом понятии деятельности обобщено единство науки и практики, познания и преобразования. Считая библиографическую деятельность только практической, ограничивается содержание этой категории.

Можно придти к выводу, что понятия «библиография» и «библиографическая деятельность» являются наиболее общими по объему и содержанию.

Это одна из самых сложных и определяющих проблем в современном библиографоведении. Вокруг нее до сих пор ведутся споры, так как от ее научно обоснованного решения зависит квалификация общественной сущности библиографической деятельности.

Библиография выражает совокупность всех библиографических явлений в целом, она выполняет функцию обобщенной характеристики, позволяя все библиографическое зафиксировать как единство. В этом понятии содержится качественная специфика данного специального явления по сравнению с другими, а также его внутренняя инвариантность, повторяемость.

Поскольку библиографическая деятельность, как и любая другая деятельность, включает в себя две сферы: практику и познание, было бы неправомерно отождествлять ее лишь с одной ее частью - практической. Следовательно, возникает необходимость в специальном понятии, более точно отражающем последнюю, понятии «библиографическая практическая деятельность».

Наличие субъектного момента выражается в деятельности как библиографа-создателя и распространителя библиографической информации, так и ее потребителя. При этом библиограф не только воздействует на предмет, но и вступает во взаимодействие по поводу предмета со вторым субъектом - потребителем. В сфере познания субъект выступает в роли исследователя - библиографоведа, преподавателя и обучающегося. Субъектность библиографической деятельности заключается также в присутствии автора документа, что получает отражение в создании персонально-ориентированных элементов во всех видах библиографических ресурсов (в библиографических пособиях, карточных и электронных каталогах, справочных изданиях).

Исходя из целостного понимания библиографической деятельности как органического единства ее чувственно-практической и познавательной форм, следует отметить их взаимосвязь, выявляющуюся при их соотнесении друг с другом. Практическая деятельность носит осознанный характер, ей присущи идеальные компоненты (в виде знаний, эмоций, чувств, внимания, воли, цели), направленные на то, чтобы выполнить практическое действие. Кроме того, наряду с преобразовательной, она выполняет и познавательную функцию, являясь основой, базой для познания, «критерием» истины. Познавательная деятельность также не носит абсолютного характера: практика входит в нее и в качестве объекта исследования, и в виде исследовательских средств.

В библиографической познавательной деятельности следует выделить две подсистемы: научно-познавательную, в рамках которой вырабатывается новое знание, и учебно-познавательную, в пределах которой репродуцируется уже готовое знание. Обе подсистемы тесно связаны с библиографической практикой: первая подчинена цели совершенствования библиографической практики через поиск новых форм и методов; вторая связана с профессиональной подготовкой субъекта - одного из важнейших элементов библиографического процесса, без которого деятельность не может осуществляться.

Учебно-познавательная библиографическая деятельность органически включает в себя элементы научной деятельности (производство нового знания) и элементы практической деятельности (участие в библиографических процессах). На практическую деятельность оказывают воздействие и научно-познавательная и учебно-познавательная сферы. Одновременно практическая деятельность также входит в учебно-познавательную через непосредственный опыт (практическое обучение) и опосредованный (опубликованный в печати, включенный в учебные, методические материалы).

Таким образом, библиографическая практическая деятельность связана с познавательной во всех ее разновидностях. Вместе с тем практическая и познавательная деятельности не рядоположены, вторая порождается практикой и существует на ее основе, одновременно стимулируя ее развитие.

1.2 ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Библиографическая деятельность носит целесообразный характер, реализуется в соответствии с определенными целями, проектами, программами. В процессе ее развития формируются определенные постулаты, которыми люди руководствуются в деятельности, то есть специфические принципы.

Принципы - это основные исходные положения, наиболее устойчивые, определяющие систему требований к содержанию, организации, методике и технологии деятельности. Они различны по своему значению. Важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации. Другие принципы преимущественно связаны с выбором средств, форм и методов работы, то есть с моментами методического и организационного характера: соответствие методов целям деятельности, интегративность, дифференцированность деятельности, системность.

Синергетический эффект саморазвития библиографии выражается, например, в том, что происходит взаимопроникновение библиографической и первичной информации, библиография синтезируется с различными формами представления знания. Формируются жанры междисциплинарного характера, в которых сочетаются разные формы метатекстов - интерпретации первоисточника. Библиография приближается по функциям к «экспертной системе», анализирующей, интерпретирующей, оценивающей документальные массивы.

Синергетический подход к библиографии пока еще не получил должного развития, но обещает быть достаточно продуктивным. Он должен дать аргументированное обоснование закономерности формирования и совершенствования библиографической деятельности как самостоятельно функционирующей системы, имеющей свою специфику и конкретные задачи.

Ведущим принципом методического характера, определяющим библиографическую деятельность следует считать принцип соответствия методов целям деятельности. Суть его заключается в том, что необходимый эффект достигается только в том случае, когда в каждом виде деятельности используются те средства и методы, которые оптимальным образом соответствуют ставящимся целям. В составлении библиографического пособия - это учет характеристик потребителя (возраст, образование, профессия), учет цели обращения к пособию (самообразование, учебная, научная деятельность), учет уровня библиографической культуры (начальный, средний, высший, профессиональный). В зависимости от этих характеристик производятся отбор, расположение, характеристика документов, оснащенность вспомогательным аппаратом.

Принцип интегративности означает, что библиография может выступать в качестве объединяющего начала для смежных сфер деятельности. Данный феномен находит выражение в проникновении библиографии в разные отрасли знания, обработке универсальных по содержанию документов. Библиографические элементы включаются в различные базы данных, объединяя в единое информационное пространство автора документа, произведение, распространителя, потребителя. Это реализуется через единую библиографическую запись, создаваемую в начале цепочки и действующую до ее завершения.

Интегративность проявляется и на уровне научных исследований, что выражается в тенденции к усилению междисциплинарности, взаимодействия наук. В связи с этим логичнее говорить не о различении сфер деятельности, а их сближении, перехода одной в другую, о деятельности в пограничных зонах.

Принцип интегративности реализуется в совместных проектах библиографических служб разного уровня, различной ведомственной принадлежности: в издании сводных каталогов в масштабах страны или региона; в создании единых автоматизированных систем информации. Библиография осуществляет интегрирование внутренних и внешних ресурсов библиотек благодаря возможности выхода в широкий мир электронных баз данных, которыми располагает мировая информационная система.

Если интегративность обозначает объединение в целое каких-либо элементов, приведение в состояние взаимосвязи, упорядоченность функций, то дифференциация указывает на разделение, расслоение на части, различающиеся друг от друга. Принцип дифференцированности в библиографической деятельности заключается в следующем:

Создание специализированных центров информации, выполняющих специфические задачи;

Дифференциация в практике создания пособий (по отраслевому, тематическому, региональному и другим признакам);

Оригинальный набор каталогов и картотек (традиционных и электронных) в соответствии с профилем библиотек и библиографических служб.

Принципы интеграции и дифференциации, противоположные по характеру, взаимно дополняют друг друга.

Было бы нереально перечислить все принципы, которыми руководствуются в библиографической деятельности и которые вырабатываются в процессе ее осуществления. Кроме наиболее общих, основных, могут быть вычленены частные принципы, связанные с отдельными библиографическими процессами.

Принципы носят конкретно-исторический характер, в полной мере действуют в условиях определенного общества и видоизменяются в других условиях. Вместе с тем в них сохраняется сущностная основа, поскольку она находится в прямой зависимости от сущности самой библиографии и ее главных специфических задач, которые остаются неизменными в различные исторические периоды. Именно постоянством этих задач и обусловлено существование библиографии как общественного феномена.

Принципы библиографической деятельности взаимосвязаны с закономерностями. Известно, что последние раскрывают ту или иную сторону сущности исследуемого явления, а принципы как исходные пункты являются их выражением.

Заключение

С точки зрения охвата организацию библиографической деятельности можно рассматривать на следующих уровнях:

В масштабах страны, отдельного региона;

В масштабах отдельно взятой библиотеки;

В масштабах библиографического отдела;

Организация деятельности отдельного библиографа (личностный уровень).

Организационно-функциональная структура библиографической службы зависит от ряда внешних и внутренних факторов. К первым относятся тип библиотеки и ее главные задачи, ведомственная принадлежность, состав индивидуальных и коллективных абонентов (пользователей), видовой состав и объем фондов. Среди внутренних факторов можно выделить: количество подразделений библиотеки, их территориальное размещение, число штатных работников, уровень их профессиональной подготовки, степень использования средств автоматизации.

Если говорить о принципах библиографической деятельности, то необходимо отметить, что важнейшие из них играют роль руководящих, методологических, определяющих качественный уровень деятельности. К ним относятся: научность, демократизм, принцип организации и самоорганизации.

Анализ библиографической практической деятельности как системы, ее внутренней структуры осуществляется, прежде всего, через выявление взаимосвязей основных ее элементов: субъекта (того, кто осуществляет деятельность) с его целями как идеальными прообразами деятельности; процессов как целесообразной активности субъекта, связанной с приложением материальных и духовных сил; предмета, на который направлено взаимодействие субъекта; средств, с помощью которых достигается намеченная цель; результата (как следствия достижения или не достижения цели).

К основным направлениям библиографической деятельности относятся:

Создание и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

Составление библиографических пособий различного целевого и читательского назначения;

Библиографическое информирование;

Справочно-библиографическое обслуживание;

Консультативная и методическая работа.

В основе организации библиографической деятельности библиотеки любого типа лежат:

1. Нацеленность на решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих перед библиотекой;

2. Рациональное сочетание централизации и децентрализации в организации библиографической службы библиотеки;

3. Доступность библиографического обслуживания для всех групп читателей (пользователей), в том числе услуг и продуктов в установленном законном порядке.

К признакам, которые в совокупности своей отражают все наиболее существенные характеристики библиографии как объекта систематизации относятся: цель, предмет, метод, жанр, социальная, полнота, социальный уровень, структура, время, пространство, материальная конструкция, потребность.

Список литературы:

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /Под ред. О.П. Коршунова. - М.:Издательство «Книжная палата»,1990. - 254с.

2. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры/ - М.: Книжная палата, - 1988.

3. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика: к 80-летию со дня рождения автора. - СПб.: Профессия. - 2004.

4. Карташов Н.С. Общее библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч./ Н.С. Карташов, В.В. Скворцов. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 2002. - Т.1.: Теоретические основы библиотековедения.

5. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.; ИЛО Профиздат, - 2000.

6. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005.

7. Леонов В.Б. Библиография как профессия. - М, - 2005, - 321 с.

8. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. - Либерия, - 2004.

9. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104.

10. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84.

11. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. - М.: Либерия - Бибинформ, 2007. - Ч.1.: Теоретические основы ББК

12. Организация работы централизованной библиотечной системы: Инструкции и учет. формы. - 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Р. З. Зотовой. - М.: Книга, 1985. - 192 с

13. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432 с. - (Серия «Библиотека»).

14. Стандарты по библиотечному делу: Сборник / Сост. Захарчук Т.В., Петрова Л.И., Завадовская Т.А., Зусьман О.М. - СПб: Изд-во «Профессия», 2000. - 512 с. - (Серия «Библиотека»).

15. Столяров Ю. Н. Библиотека - двухконтурная система // Науч. и техн. б-ки. - 2002. -№11.-С. 5-24.

16. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. - М.: Либерия, - 2002.

Целевая установка: Сформировать представление об основных принципах функционирования поисковых систем Интернет,изучить технологии эффективного поиска информационных ресурсов; привить навыки пользования web-сайтом библиотеки университета, полнотекстовыми коллекциями.

После изучения данной темы слушатели смогут:

    объяснить необходимость библиографического учета выходящих изданий;

    назвать систему адресации в Интернете;

    объяснить возможности использования сервисов библиотеки СПБУУиЭ в учебной деятельности

    охарактеризовать подписные полнотекстовые ресурсы библиотеки СПбУУиЭ;

    охарактеризовать надежность и объективность информации в Интернете

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

3.1. Основы библиографии. Библиографическая продукция

3.2. Интернет как источник информации

3.3. Использование web-сайта библиотеки СПбУУиЭ в учебной деятельности

Контрольные вопросы для самопроверки

3.1. Основы библиографии. Библиографическая продукция

Традиционно ориентиром человека в больших объемах информации является библиография. Именно она выступает как своеобразный путеводитель по документированной информации, «спасающий» мышление человека от «информационных перегрузок».

Термин «библиография» появился в Древней Греции в V в. до н.э. Оно состоит из двух слов biblion (книга) и grapho (пишу). В переводе с древнегреческого он означал книгописание, или переписывание книг. До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. В те времена единственным способом тиражирования книг был ручной, и людей, которые занимались перепиской, называли библиографами. После крушения античного мира слово «библиография» надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово «библиография» в названиях своих работ в смысле «список литературы». Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: «книгоописание» (по аналогии со словами «география», «биография» и т.п.).Долгое время теоретики библиографии спорили о том, что же такое библиография. Существовало много разных определений. Однако, со временем в отечественном библиографоведенииза понятием библиографии осталось значение библиографии как области практической деятельности, имеющей свою систему и структуру. Таким образом, библиография - это область научно-практической деятельности по подготовке и распространению информации о документах, необходимой для их идентификации и использования.

Главная особенность библиографии состоит в том, что она организует движение документов не как источников информации, а лишь сведений о них, которыми можно пользоваться отдельно и независимо от самих документов. Организовать движение самих документов возможно, и этим занимается книгораспространение (книжная торговля). Но эта сфера оперирует в основном свежими изданиями, только что вышедшими из типографии, в то время как большое количество уже ранее изданных произведений печати может потеряться в огромном потоке. Кроме того, форма документа дискретна, в силу чего он может находиться лишь в одной точке пространства. Если сам документ невозможно адресовать во все значимые точки пространства, то информацию о нем, его местонахождении, содержании, ценности и значении можно представить благодаря библиографии гораздо проще и менее затратно. Наиболее действенным и признанным средством доведения свернутой информации до потребителя является библиографическая продукция.

Понятие «библиографическая продукция» - обобщающее. Библиографическая продукция – это документально зафиксированная информация о документе, позволяющая его идентифицировать в массе других. Но эта информация существует не абстрактно, сама по себе, она имеет реальное воплощение, имеет структуру. Основной структурной единицей, «атомом» является библиографическая запись. Под понятием «библиографическая продукция» подразумеваются прежде всего библиографические пособия. Таким образом, библиографическое пособиеэто упорядоченное множество библиографических записей.

Классификация библиографических пособий тесно связана с классификацией библиографии, а многие виды библиографических пособий называются так же, как соответствующие виды библиографии. Дифференциация библиографических пособий осуществляется по разным основаниям деления:

1. Дифференциация по географическому охвату.

Дифференциация библиографии по географическому охвату показывает разные виды библиографии в зависимости от того, на какой территории появились или какой территории посвящены документы, которые библиография отражает.

      Национальная (государственная).

Национальная или государственная библиография (разница между этими терминами несущественна) информационная инфраструктура, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование универсальной библиографической информации о документах, выпущенных на территории страны (государства), на основе государственной регистрации этих документов. Национальная (государственная) библиография, стремящаяся к полному охвату всех документов, появившихся в какой-либо стране, является базовым видом библиографии. Она направлена на удовлетворение интересов общества в целом и в первую очередь поддерживается государством.

      Региональная.

Региональная библиография отражает документы, созданные в определенном регионе и/или документы, связанные с этим регионом по содержанию, происхождению или иным признакам.

      Краеведческая.

Краеведческая библиография отражает документы об определенной местности (городе, области, селе и т. д.). Нередко, хотя не обязательно, эти документы являются и созданными в данной местности.

    Дифференциация по времени издания и публикации отражаемых документов.

2.1. Ретроспективная.

Функции ретроспективнойбиблиографии – подытожить развитие документальных потоков за определенное время и предоставить потребителю возможность ретроспективного поиска информации по интересующей его отрасли или теме в уже накопленных документальных массивах.

Текущаябиблиография выполняет функцию информирования о новых появившихся документах. Она дает потребителю возможность следить за новыми документами в интересующей его области или по интересующей его теме. Многие виды из перечисленных выше видов библиографии, выделенных по другим критериям, могут быть одновременно и текущими, но национальная (государственная) библиография всегда является текущей.

Ответ 1. Что касается текущего библиографического учета в Российской Федерации, то он осуществляется в настоящее время специальным государственным учреждением – Российской Книжной Палатой (РКП)(www.bookchamber.ru ). Указом Президента Российской Федерации № 1499 от 30 ноября 1992 г. «О Российской книжной палате» ее функции на современном этапе определены следующим образом: РКП является «центром государственной библиографии, архивного хранения изданий, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и научных исследований в области книжного дела». РКП в установленном законом порядке получает из типографий обязательный экземпляр каждого изданного в стране произведения печати для его регистрации, учета и организации библиографической информации. С этой целью выходят библиографические указатели – «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись изоизданий», «Нотная летопись», «Летопись авторефератов диссертаций» и др. Летописи РКП как государственные библиографические указатели Российской Федерации являются официальными изданиями.

    Дифференциация по содержанию отражаемых документов.

      Универсальная.

Для универсальной не важно, каково содержание документа. Она выполняет регистрационную функцию. На ее основе осуществляется государственная статистика печати.

      Отраслевая.

Отраслевая библиография имеет очень большое значение при поиске научной, в т. ч. научно-технической, информации. Отраслевая библиография отражает документы, относящиеся к определенной отрасли знания или к комплексу отраслей знания. Можно выделить три основных комплекса отраслевой библиографии: библиография естественнонаучной, технической, медико-биологической и сельскохозяйственной литературы, библиография общественно-политической литературы, библиография художественной литературы, наук о языке, литературоведения, культуры, искусства и спорта.

      Тематическая.

Тематическая библиография отражает документы по какой-либо теме в пределах определенной отрасли или на стыке разных отраслей знания. Тематические библиографические пособия могут отражать документы по какой-либо актуальной теме в пределах отрасли, но чаще их целью является ознакомление читателей с информацией, рассредоточенной по источникам разных отраслей и представляющей межотраслевой интерес.

      Персональная.

Персональная библиография отражает документы, посвященные одному лицу – писателю, ученому, общественному деятелю. К этой же группе относятся указатели трудов научных коллективов и организаций. К 20-летию основания Санкт-Петербургского университета управления и экономики был издан библиографический указатель, отражающий итоги научно-исследовательной и образовательной деятельности преподавателей и сотрудников вуза. Указатель содержит сведения об изданиях, находящихся в фонде библиотеки: научных монографиях, учебниках и учебных пособиях, сборниках научных трудов, материалах конференций и др., изданных в университете и сторонних организациях. Материал указателя сгруппирован по видам и характеру документов, снабжен именным указателем (Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургской академии управления и экономики 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) [Текст] : сборник биографической информации / С.-Петерб. акад. упр. и экон; сост. В. А. Светлова; авт. предисл. Е. С. Ивлева. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 452 с.).

Библиографические пособия могут быть самостоятельным изданием, а могут быть составной частью какого-либо небиблиографического издания (книги, журнала, газеты). Однако существуют виды библиографических пособий, которые принципиально не могут быть изданы отдельно (прикнижные и пристатейные библиографические пособия).

Прикнижное библиографическое пособие – пособие, помещаемое в книге, и отражающее документы по ее тематике – используемые, цитируемые или рекомендуемые. Прикнижные библиографические списки имеют типовые названия: литература, список литературы, список используемой литературы, список цитированной литературы, список рекомендованной литературы, библиография и т. п.

Аналогично прикнижному библиографическому пособию можно определить и пристатейное библиографическое пособие, с той только разницей, что оно помещено после статьи (в журнале, сборнике и т. д.). Пристатейное библиографическое пособие – всегда библиографический список, очень часто довольно малого объема, особенно в естественнонаучных и технических изданиях, причем небольшой перечень используемых источников может свидетельствовать не о научной недобросовестности авторов, а о незначительной изученности конкретного вопроса, рассматриваемого в статье.

Автор, пишущий какую-либо работу, всегда опирается на какие-то знания, которые никогда невозможно получить полностью только опытным путем, часть его знаний почерпнута из публикаций, среди которых могут иметься и работы, непосредственно предшествующие его работе. Поэтому отсутствие библиографических сведений в научной статье или даже в книге вызывает недоумение и подозрение о недобросовестности автора, или, в лучшем случае, о его небрежности, равно как и списки, «раздутые» за счет включения изданий, не относящихся к тематике статьи или книги.

Таким образом, библиографическая продукция не только отражает в свернутом виде документопоток по той или иной области или теме, но и в известной мере служит показателем разработанности проблемы. На основании анализа библиографического пособия могут быть выявлены авторы или авторские коллективы, изучающие данную конкретную проблему. Библиографические пособия могут дать представление о деятельности тех или иных учреждений и организаций, характеризовать разработанность данной проблематики в конкретных странах.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы является необходимость изучения истории библиографии других стран с целью выявления современных тенденций в развитии библиографии, что обусловлено распространением библиографии на произведения литературы, музейные экспонаты, произведения живописи и графики, театральные и археологические артефакты и даже сайты в Интернет.

В работе были поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность понятия, в виду наличия множества трактовок;

Рассмотреть предпосылки развития библиографии в Венгрии;

Проанализировать развитие библиографии в Венгрии и странах социализма;

Рассмотреть и проанализировать современные тенденции в развитии библиографии Венгрии;

Выявить место и роль венгерской библиографии в мире.

Целью исследования было изучение истории библиографии Венгрии, объектом исследования - современное положение венгерской библиографии в мире.

Теоретические основы библиографии

Понятие и взаимосвязь библиографии с другими науками

Термин "библиография" возник в Древней Греции и первоначально означал "книгописание". Лишь с середины XVIIв. он стал употребляться в смысле "книгоописание". В научный оборот термин «библиография» вошел лишь в работах XVII в. во Франции. Жакоб де Сен-Шарль озаглавил так свой 5-томный справочник “Парижская библиография” (1643-51). В XIX - нач. XXвв. господствовало представление о библиографии. как науке, особом знании о книге, ее описании. В концепции Н.М. Лисовского библиография была уже выделена как описательная часть книговедения. Наиболее значительной. историко-библиографической работой стал очерк К.Н. Дерунова “Жизненные задачи библиографии. (Итоги и уроки прошлого русской библиографии за 200 лет)”. Исключительная значимость для понимания социально-культурной сущности библиографии и консолидации библиографии имела работа Б.С. Боднарского “Библиография как синтез книжной мысли”, опубликована в “Библиографических известиях” (1916). Библиографию. определяли как “основательное познание о книгах”, “образующее вкус к хорошим сочинениям” и “составляющее существенную часть истории народного просвещения” (В. С. Сопиков), “книговедение или книгознание и по смыслу ее названия - книгоописание” (Г.М. Геннади), науку о книгах, отрасль человеческих познаний, путеводительницу и наставницу в выборе книг (В.Г. Анастасевич), как науку, дающую в результате своих достижений выводы общенауч. и практ. значения о кол-ном и качественнном составе произведений печати (Н. Ю. Ульянинский).

Как полагал М. Н. Куфаев, библиография является самостоятельным знанием о книге, исследуя и описывая ее подобно тому, как историческое источниковедение исследует и описывает исторические памятники или как география описывает отдельные страны и народы земли”. Иной характер имеют определения библиографии, выработанные представителями управленческого, вспомогательно-идеологического направления, зародившегося в XIX в.

С середины ХХв. получает признание информационно-деятельностная концепция библиографии, ее основными категориями и компонентами определения являются библиографическая информация и библиографическая деятельность. Наиболее развернуто системно-информационного. понимание библиографии было изложено в информационно-документографированной концепции О.П. Коршунова, согласно которой в качестве объекта библиографии (библиографической деятельности) рассматривается не книга (произведение печати), а документ, под которым понимается любая социальная информация, зафиксированная человеком на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования. Библиография выводится за пределы книжного дела, распространяясь на музейные экспонаты, произведения живописи и графики, театральные и археологические артефакты, трамвайные билеты, сайты в электроных сетях и т. д. (ибо все они представляют собой материальные носители, на которых зафиксирована социальная информация) и расширяется до понятия “документография”.

В современном понимании объектом библиографии считаются произведения печати всех видов, рукописные книги, созданные до изобретения книгопечатания, рукописи новейшего времени, имеющие общественно-научное значение (например, диссертации, депонированные рукописи, т.е. рукописи, сданные на хранение). Трансформация графического текста, обусловленная развитием техники, появление микрофильмов, грамзаписей и др. аудиовизуальных материалов приводят к постепенному расширению объекта библиографии.

Таким образом библиограмфия (от греч. вйвлйпгсбцЯб biblion -- книга, grapho -- пишу) рассматриваться с трех сторон: во-первых, это книговедение -- отрасль научной и практической деятельности, занимающаяся подготовкой, распространением и использованием библиографической информации (информации о печатных произведениях, необходимой для их идентификации) (Научное систематизированное описание книжных изданий, составление их списков, указателей и обзоров); во-вторых это перечень книг, которые что-то объединяет (например, общая тема или общий автор); в-третьих это отдел в журналах, содержащий информацию о вышедших книгах, публикациях, журналах, и т.д.

Развитие библиографии обеспечивается системой специальных учреждений (библиографической службой), результатом деятельности которых является библиографическая продукция, составляющая разновидность справочной литературы.

На протяжении длительного периода библиография развивалась вместе с литературной и научной критикой. При возрастающей дифференциации знаний привело к размежеванию библиографии с этими отраслями деятельности, хотя оценки, которые даются литературной и научной критикой произведениям печати (в количественном отношении меньшей их части), служат основой для характеристики этих произведений в библиографии. Журнальные формы библиографии до сих пор в значительной мере развиваются вместе с критикой. В изучении произведений печати по содержанию библиография соприкасается с отдельными отраслями науки и примыкает к ним в качестве вспомогательных разделов.

Стоит обратить внимание на то, что на развитие библиографии оказывают большое влияние успехи науки и культуры, рост читательских запросов общества. В свою очередь библиография воздействует на научное, литературное и техническое творчество, издательское и библиотечное дело, книжную торговлю, образование и самообразование. Это выражается в том, что, выявляя произведения печати, отбирая и характеризуя их, библиография помогает подведению итогов развития науки и созданию исходной базы для дальнейших исследований; отражает вклад отдельных лиц, народов или стран в развитие культуры; указывает литературу, необходимую для изучения историографии вопроса, вводя при этом в обиход как новые опубликованные произведения, так и старые, не получившие известности или забытые. Пропагандируя произведения печати, накопленные в библиотеках или вновь выпущенные издательствами, библиография способствует распространению определённых научных положений, политических, философских и эстетических взглядов, а также технических усовершенствований. Она играет большую роль в руководстве чтением и таким образом содействует формированию общественного сознания.

Библиография тесно связана с научной и технической информацией. Однако, в отличие от неё, библиография сообщает сведения не о самих научных теориях, идеях, фактах, а о произведениях печати, в которых они изложены, и имеет, кроме научно-информационных, образовательные, просветительные и воспитательные функции.

Относительно средств библиографии можно отметить, что ими обеспечиваются учет и регистрация по определенной системе новых, а также изданных в прошлом текстов, информирование о них с целью содействия развитию профессиональной, воспитательной, педагогической, популярно-просветительской, социокультурной и иной деятельности, образованию, реализации печатной продукции и др. документов как товара.

В настоящее время значительным признанием пользуется понимание библиографии как метода социально-культурной и коммуникативной деятельности. Социальная сущность библиографии ярко проявляется в библиографической деятельности (совокупности процессов библиографирования и библиографического обслуживания) и в ее результатах (библиографической продукции, системе библиографических пособий - традиционных и нетрадиционных, созданных на основе электронной техники, новых информационных технологий).

Современная библиография воспринимается специалистами также как протобиблиография XXIв., т.к. современное человечество являемся свидетелями “инкунабульного периода” эпохи электронной (цифровой, экранной) цивилизации (Б. А. Семеновкер, В. А. Фокеев) В 1991 был проведен успешный эксперимент по изданию гос. (нац.) библиогр. информации неск. европ. стран на одном диске. Широко используются с применением новых информ. технологий базы данных таких известных фирм как “Р.Р. Баукер”, “Вильсон”, “Уитакер” и др. Большое значение имеет развитие междунар. библиогр. электрон. сетей, которые позволяют сделать прозрачными для потребителей различных источники информации о фиксированных текстах. Реально воплощается в мировой практике “голографический” принцип библиографии - возможность получения любой библиографической информации с любого имеющего соотв. технолог. оборудование места. Практически решенным в мировом масштабе может считаться преодоление временного и пространственного коммуникационных барьеров.

Таким образом, получается, что библиография, и мировая в частности развивается в условиях сотрудничества. Так, например, ЮНЕСКО субсидирует ряд международных изданий по отраслевой библиографии и оказывает содействие развивающимся странам в создании национальной библиографии.

3.1 Библиотеки и их справочный материал

Новые информационные технологии заняли прочное место в обществе и оказали свое бесспорное воздействие на все сферы человеческой деятельности. Чем бы не занимался человек, специалистом какой области знаний не являлся бы, он должен хорошо знать, как ему ориентироваться в огромном информационном пространстве. Библиотекари в силу специфики своей профессии знают, как огромно поле этого пространства было и тогда, когда компьютерные технологии еще не затронули сферу информации. В настоящее время информационное пространство, окружающее каждого человека, стало практически безграничным. Можно говорить о том, что это информационное пространство, стало метасистемой, в которой не зависимо от своего желания пребывает всякий современный человек вообще и библиотека как информационное учреждение в частности. Для того, чтобы жить и работать в этой метасистеме, уметь обращаться к ней и извлекать полезную информацию в практически безграничном пространстве мы должны сформировать для себя новый тип культуры - информационную культуру. Огромная роль в ее формировании принадлежит вузовской библиотеке в частности библиотеке нашего вуза.

Цель занятия - знакомство с организацией информационного обслуживания и информационными ресурсами НТБ ФГБОУ ВПО «КемТИПП». Организация информационного обслуживания читателей в вузе в современных условиях базируется на внедрении новых информационных технологий. Под новыми информационными технологиями понимаются процессы получения, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи информации в цифровом виде с использованием мультимедийных средств. Внедрение информационных технологий в библиотеке привело к автоматизации основных технологических процессов (от заказа книги в отделе комплектования до ее выдачи читателю) и к созданию электронной библиотеки.

Электронная библиотека – цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в машиночитаемой (электронной) форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.

Электронные ресурсы - электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов или их комбинаций), электронные программы (наборы операторов или подпрограмм, обеспечивающих выполнение определенных задач, включая обработку данных) или сочетание этих видов в одном ресурсе.

В зависимости от режима доступа электронные ресурсы делят на ресурсы локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и ресурсы удаленного доступа (с информацией на винчестере либо других запоминающих устройствах или размещенной в информационных сетях, в Интернете).

Материалы, содержащиеся в электронных ресурсах локального и удаленного доступа, считаются опубликованными.

Электронный документ – совокупность данных в памяти вычислительной системы, предназначенных для восприятия человеком с помощью соответствующих программных и аппаратных средств. Электронные документы бывают пакетными и сетевыми:

пакетные документы – это оптические компакт-диски, представляющие собой электронные издания (классическая литература, редкие книги, энциклопедии, базы данных, компьютерные программы и т. п.).

сетевые документы – это текстовая и др. информация, предоставляемая в электронных сетях, зафиксированная на жестком диске. Она может видоизменяться.

Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

База данных (БД) – набор данных, который достаточен для установленной цели и представлен на машиночитаемом носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации.

Для полного овладения возможностями библиотеки далеко не достаточно просто ознакомиться с правилами пользования библиотекой. По словам современного философа М.А. Лифшица, «нельзя все знать, но можно и должно знать, где что лежит, в каком направлении двигаться, чтобы иметь нужное знание». Библиотека предоставляет читателям средства и способы для ориентирования в книжном фонде. Для этого в библиотеке создается справочно-поисковый аппарат (СПА).

Справочно-поисковый аппарат библиотеки является средством раскрытия содержания фонда библиотеки и оказания помощи в подборе книг. СПА объединяет электронный каталог и традиционный каталог, а также электронные базы данных с помощью соответствующих программных средств, обеспечивает выход в открытое информационное пространство.

Электронный каталог (ЭК), включая в себя возможности алфавитного и систематического традиционных каталогов, при поиске литературы имеет неоспоримые преимущества. Электронный каталог - это машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном времени и предоставленный в пользование читателям. Электронный каталог обеспечивает одновременный многоаспектный оперативный поиск. Он вобрал в себя функции традиционных каталогов: учетную, информационную и поисковую. Электронный каталог дает принципиально новые возможности поиска по сравнению с традиционными библиотечными каталогами. В него можно зайти с Web- сайта нашей библиотеки (http://ntb.kemtipp.ru)

Электронный каталог НТБ ФГБОУ ВПО «КемТИПП».

Ведется с 2004 года. В электронный каталог вносят все виды и типы поступивших документов, поставленных на учет в НТБ.

Условные обозначения, применяемые в описаниях документов для электронного каталога:

Охф - отдел хранения фондов;

Аб.науч.лит. - абонемент научной литературы;

Аб. учеб. лит. - абонемент учебной литературы;

Аб. худ. лит. - абонемент художественной литературы;

Счз - студенческий читальный зал;

Чзп - читальный зал преподавателей.

БД – Пищевая промышленность

Ведется с 2005 г. Наполняемость – аналитическая роспись периодических изданий по пищевой промышленности (45 изданий).

Наполняемость - аналитическая роспись всех диссертаций и авторефератов диссертаций, хранящихся в НТБ.

БД – Высшая школа

Ведется с 2005 г. Наполняемость - аналитическая роспись периодических изданий (27 изданий), аналитические обзоры НИИ высшего образования, книги по проблемам высшей школы.

БД – Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Ведется с 2010 г. Наполняемость – аналитическая.

В разделе «Электронные научные ресурсы» представлены ссылки на учреждения науки и образования (вузы и научные институты, отечественные и зарубежные библиотеки, библиографические базы данных, электронные библиотеки, органы научно-технической информации, издательства), на зарубежные и отечественные ресурсы по профилю вуза (русскоязычные и зарубежные электронные журналы, поисковые системы, другая информация.

Справочно-библиографический фонд (СБФ) - это часть СПА, включающая издания и материалы, содержащие разнообразную информацию и необходимые для осуществления всех процессов библиографической деятельности библиотеки. В состав СБФ из общего фонда библиотеки выделяются:

Официальные периодические и непериодические издания (Собрание законодательства РФ, сборники, содержащие тексты официальных документов: указы Президента РФ, законы, постановления Правительства РФ). БД по правовой тематике (полнотекстовые и библиографические), среди которых особенно популярны «КонсультантПлюс», «Кодекс», БД регулярно пополняются текстами законодательных актов федерального уровня, издания органов научно- технической информации ВИНИТИ,

Справочные издания различного целевого назначения - энциклопедии, справочники, словари, путеводители и т.д.

Основная часть справочно-библиографического фонда находится в научно-библиографическом отделе, справочные издания имеются также в читальных залах и на абонементах библиотеки

В фонде есть издания ВИНИТИ:

Реферативные журналы.

Реферативный журнал Всероссийского института научной и технической информации (РЖ ВИНИТИ) – крупнейшее информационное издание мирового значения. Это как бы визитная карточка ВИНИТИ. Задача журнала – максимальный охват научной литературы и возможно более подробное раскрытие ее содержания. РЖ отражает все виды публикаций (книги, статьи, диссертации, рецензии, патентные описания), выходящих на многих языках мира.

Реферативный журнал ВИНИТИ – это периодическое издание, в котором публикуются рефераты, аннотации, библиографические описания книг и статей из журналов и сборников, материалов научных конференций, депонированных научных работ и других научно-технических изданий (в том числе и зарубежных). Реферативный журнал в печатной форме состоит из более 200 выпусков по различным тематическим областям науки и техники, которые объединяются в сводные тома. РЖ в печатной форме выходят ежемесячно, хранятся в читальном зале периодических изданий.

Еще одним из видов СПА являются справочные издания.

Справочные издания предназначены для быстрого получения каких-либо сведений научного, прикладного, познавательного характера. Текст этих изданий упорядочен в алфавитном или систематическом порядке. Наибольшее значение имеют энциклопедии и энциклопедические словари.

Энциклопедия - справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии. В зависимости от объема энциклопедии делятся на большие (несколько десятков томов), малые (10–12 тт.), краткие (4–6тт.) и 1–3-томные, обычно называемые энциклопедическими словарями.

Словарь - справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными; систематизированное в алфавитном, тематическом порядке или по какому-либо другому признаку. Словари выполняют две функции: нормативную (фиксируя значения и употребление слов, способствуют совершенствованию и унификации языка как средства общения) и информативную (позволяют кратчайшим путем приобщиться к накопленным знаниям). В соответствии с этим словари разделяются на две группы - филологические и терминологические. Среди филологических словарей - словари русского языка, иностранных слов, толковые. Терминологические словари подразделяются на комплексные (межотраслевые, отраслевые) и специализированные (по отдельным специальностям, тематические).

Справочник - справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

На протяжении всего процесса обучения студенты выполняют большое количество рефератов, курсовых работ, курсовых проектов и завершающим этапом обучения является дипломный проект.

Составление списка используемой литературы . Список литературы является необходимой структурной частью любой научной работы (опубликованной и неопубликованной): монографии, диссертации, научной статьи, а также курсовой или дипломной работ и т.д. Он включает литературу, используемую при подготовке текста: цитируемую, упоминаемую, а также имеющую непосредственное отношение к исследуемой теме. Полнота списка зависит от тщательности сбора публикаций. Правильно составленный и грамотно оформленный список свидетельствует о том, насколько автор знаком с литературой по теме исследования.

Библиографический список представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей и является библиографическим пособием. Библиографический список помещается после основного текста работы.

При подборе материала для списка используемой литературы возможны различные способы расположения библиографических описаний:

алфавитный;

хронологический;

систематический;

в порядке первого упоминания публикации в тексте и др.

Самым распространенным способом является алфавитный , т.е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана). Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов. При перечислении работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз, не заменяя прочерками. Алфавитный способ можно использовать, когда список невелик по объему и касается узкого вопроса. В одном ряду не следует смешивать разные алфавиты (русский, латинский).

В хронологическом порядке материал располагается по годам публикаций, а в каждом году - по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Расположение материала в обратном по времени порядке рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.

При систематическом расположении литературы библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.

Расположение литературы в порядке первого упоминания в тексте используется довольно часто. Однако такое расположение делает список трудным для использования, т.к. в нем сложно просмотреть охват темы, по нему трудно проверить, на какие работы данного автора есть ссылки в материале. Список, составленный таким образом, будет неполным, так как включает только литературу, упоминаемую и цитируемую в тексте, и не отражает других использованных работ.

Примеры библиографического описания документов на сайте НТБ (http://ntb.kemtipp.ru) в рубрике «Библиографическое описание документов».

3.2. Методы поиска информации

Практическая часть занятия : поиск литературы по электронному каталогу. Для этого необходимо зайти на сайт нашей библиотеки и открыть базу данных «Электронный каталог».

Меню «Вид поиска» предоставляет различные возможности поиска, самый простой из которых – «Стандартный», именно на него программа открывается по умолчанию. Область поиска включает следующие поисковые критерии:

Ключевые слова;

Заглавие;

Год издания.

Выбрав необходимую «Область поиска», нужно ввести запрос в поле: автора, заглавие или год издания источника, ключевое слово или словосочетание по теме (например: «Сыроделие») - затем нажать «Поиск». Результат выглядит следующим образом

Начало формы

Доп.точки доступа:
Гудков, С.А. \ред.\
Экземпляры всего: 7
Свободны: аб.науч.лит. (1), аб.науч. лит. (3), счз (1), чздп (2)
Найти похожие