Интернет Windows Android

Базовые понятия информатики. Информационные технологии определение

Информационные революции. Информатизация общества. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы. Основные этапы истории развития вычислительной техники. Поколения развития ЭВМ. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ). Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Устройства ввода и вывода информации.

ТЕМА 3. Программные средства реализации

Информационных процессов

Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов. Операции с файлами и папками в среде операционной системы. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности. Графический редактор. Назначения и основные возможности. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.

Используемая литература: .

Этапы решения задач на компьютере. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов и формы их представления. Циклические алгоритмы. Команда повторения. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм. Основные принципы структурного программирования. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.



Используемая литература: .

ТЕМА 5. Локальные и глобальные компьютерные сети

Сетевые технологии передачи и обработки информации. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики. Типы каналов связи ТКС. Типы сигналов в ТКС. Режимы передачи в ТКС. Направление передачи. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Топология ЛВС. Особенности построения и управления. Сетевое программное обеспечение. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР». Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности. Протоколы передачи информации в Internet. Адреса компьютеров в Internet. Система доменных имен. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet. Ведомственная сеть ФСИН России.

ТЕМА 6. Антивирусная защита

Компьютерные вирусы. Основные понятия и определения. Классификация вирусов. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.

Используемая литература: .


Учебно-методическое обеспечение

для самостоятельной работы обучающихся

№ п/п Виды выполняемой самостоятельной работы Время на выполнение, час
1.
Проработать конспект лекций по теме 1
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 1в соответствии с предложенным содержанием
2. Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 2
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 2 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
3.
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 3
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 3 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
4. Тема 4. Алгоритмизация и программирование
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 4
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 4 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
5. Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети
Самостоятельная работа - 16 часов
Проработать конспект лекций по теме 5
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 5 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля
6. ТЕМА 6. Антивирусная защита
Самостоятельная работа - 18 часов
Проработать конспект лекций по теме 6
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 6 в соответствии с предложенным содержанием
Ответить на вопросы для самоконтроля

6. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предусмотрено на лекциях, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы курсантов.

При подготовке по темам модуля обучающимся следует начинать с тщательного ознакомления с рабочей программой учебной дисциплины, где четко обозначено необходимое содержание для успешного освоения материала. Знакомство с содержанием тем позволяет обучающимся определить объем подготовки и тщательно его спланировать.

Исходным пунктом изучения учебного материала является первичное получение информации в виде лекционных конспектов. При этом лекционный материал не должен рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме. Информация конспекта призвана лишь сориентировать обучающихся в определенной теме и стимулирует их активную познавательную деятельность, способствует формированию у них твердых знаний по дисциплине. Целесообразно на основе изученного материала проработать конспект с учетом использования рекомендованной литературы, научных статей, монографий и т.д. во время самостоятельной работы.

Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

При реализации программы учебной дисциплины «Математика» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практические занятия организуются с выполнением практических заданий, обсуждением проблемных вопросов и конкретных ситуаций, решением задач. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данной специальности используются интерактивные формы работы.

7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации

Фонд оценочных средств – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися данной дисциплины как части основной образовательной программы.

Цель –оценить соответствие знаний, умений и уровня приобретенных компетенций обучающихся целям и требованиям основной образовательной программы в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

Основная задача – обеспечить оценку уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых обучающимся в соответствии с этими требованиями.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

на занятиях;

по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий во время самостоятельной работы;

по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

по результатам выполнения тестовых заданий.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра могут использоваться: тестирование, проверка конспектов лекций, проверка выполнения контрольных работ. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.

Обязательными видами текущего контроля успеваемости являются тестирование остаточных знаний, промежуточный контроль текущей успеваемости, тестирование перед зачетом.

Тестирование остаточных знаний проводится в течение первых двух недель учебного семестра во время самостоятельной работы.

Промежуточный контроль текущей успеваемости проводится, как правило, в середине периода времени, запланированного календарным учебным графиком для теоретического обучения, во время учебных занятий или самостоятельной работы.

Тестирование перед зачетом проводится перед началом промежуточной аттестации во время самостоятельной работы.

Форма проведения промежуточной аттестации – устный ответ по вопросам, сформулированным с учетом содержания учебной дисциплины и практическое задание. Оценка по результатам экзамена: отлично, хорошо удовлетворительно и неудовлетворительно.


Примерный перечень вопросов к зачету

(1 курс)

1. Понятие информации, информационных процессов, информационной системы в УИС.

2. Информационная деятельность сотрудника УИС в процессе выработки управленческих решений. Замкнутые и разомкнутые информационные системы управления, назначения обратной связи.

3. Формы представления и свойства информации. Количество информации.

4. Меры и единицы измерения количества и объема информации.

5. Системы счисления. Позиционная система счисления.

6. Связь чисел двоичной системы счисления, десятичной и шестнадцатеричной.

7. Арифметические операции в двойной системе счисления.

8. Логические основы вычислительной техники. Алгебра логики.

9. Логические функции. Базовые логические операции.

10. Информационные революции. Информатизация общества.

11. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы.

12. Основные этапы истории развития вычислительной техники.

13. Поколения развития ЭВМ.

14. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники.

15. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ).

16. Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие.

17. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики.

18. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

19. Устройства ввода и вывода информации.

20. Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов.

21. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.

22. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов.

23. Операции с файлами и папками в среде операционной системы.

24. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности.

25. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.

26. Графический редактор. Назначения и основные возможности.

27. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.

28. Этапы решения задач на компьютере.

29. Понятие алгоритма.

30. Исполнители алгоритмов.

31. Свойства алгоритмов.

32. Типы алгоритмов и формы их представления.

33. Циклические алгоритмы. Команда повторения.

34. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм.

35. Основные принципы структурного программирования.

36. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.

37. Сетевые технологии передачи и обработки информации.

38. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия.

39. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики.

40. Типы каналов связи ТКС.

41. Типы сигналов в ТКС.

42. Режимы передачи в ТКС.

44. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции.

45. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение.

46. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение.

47. Локальные вычислительные сети (ЛВС).

48. Топология ЛВС. Особенности построения и управления.

49. Сетевое программное обеспечение.

50. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР».

51. Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности.

52. Протоколы передачи информации в Internet.

53. Адреса компьютеров в Internet.

54. Система доменных имен.

55. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL.

56. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet.

57. Ведомственная сеть ФСИН России.

58. Компьютерные вирусы.

59. Основные понятия и определения.

60. Классификация вирусов.

61. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.


Литература

Основная

1. Коноплева, И. А. Информационные технологии: учеб. пособие / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011. – 328 с.

2. Артюшков, И. В. Информатика: учеб. пособие / И. В. Артюшков [и др.] ; под ред. Б. Е. Одинцова, А. Н. Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. – 409 с.

3. Голицына, О. Л. Информационные технологии: учеб. для студентов / О. Л. Голицына [и др.]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Форум; Инфра-М, 2013. – 607 с.

Дополнительная

4. Абдикеев, Н. М. Корпоративные информационные системы управления: учебник / Н. М. Абдикеев [и др.] ; под ред. Н. М. Абдикеева, О. В. Китовой. – М. : Инфра-М, 2014. – 464 с.

5. Черников Б. В. Информационные технологии управления: учеб. для студентов вузов / Б. В. Черников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Форум: Инфра-М, 2013. – 367 с.

Нормативно-правовые акты

Не предусмотрено.

Программное обеспечение

Операционная среда MS Windows, пакет прикладных программ MS Office, язык программирования Pascal.

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных занятий используются проектор, ноутбук.


1. Цели и задачи освоения дисциплины..............................................................
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы..............................................................................................................
3. Требования к результатам освоения дисциплины.........................................
4. Содержание структура дисциплины...............................................................
5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины...........................
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.......
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации......
8. Литература.........................................................................................................
9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы...........................
10. Программное обеспечение.............................................................................
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины.................................

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа дисциплины

по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

Специализация – Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц девиантного поведения

Узкая специализация – Организация психолого-педагогической работы в УИС

Квалификация (степень) выпускника «социальный педагог»

Рязань 2016


ББК 32.81р30

Рецензенты:

М. Б. Каплан , кандидат технических наук, доцент (Рязанский государственный радиотехнический университет);

В. В. Теняев , кандидат физико-математических наук, доцент (Академия ФСИН России)

И74 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: рабочая программа дисциплины / авт.-сост. Т. А. Жильников. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016. – 17 с. Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2012 г. № 2062. Типовая (примерная) программа по дисциплине отсутствует. Обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры математики и информационных технологий управления 25 сентября 2015 г., протокол № 12; методического совета академии 6 ноября 2015 г., протокол № 3.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат физико-математических наук, доцент М. И. Купцов

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих способность специалиста работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в психологии, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач, соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности.

Основными задачами являются:

– изучение основных методов, способов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;

– получение навыков компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;

– изучение методов и средств обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты служебной информации.

2. Место учебной дисциплины в структуре

основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к базовой (обязательной части) естественнонаучного цикла (С.2) и базируется на общеобразовательном предмете «Информатика».

До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

знать:

основные понятия и определения информатики; базовые логические принципы построения вычислительной техники; общее устройство персонального компьютера; основные виды информационных технологий;

уметь:

обрабатывать на персональном компьютере текстовые, табличные и графические документы;

владеть:

навыками работы на персональном компьютере.

Учебная дисциплина формирует общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для прохождения учебных и производственных практик, выполнения научно-исследовательской работы, освоения модулей математического и естественнонаучного, а также профессионального цикла.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данной специальности:

– способности работать с различными источника информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-14);

– способности соблюдать в профессиональной деятельности требований правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-28).

В результате изучения учебной дисциплины будущий специалист должен:

знать:

основные математические и статистические методы обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач;

уметь:

получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;

владеть:

навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» составляет 3 зачетных единицы (108 часа).

Форма контроля для заочной формы обучения 1 курс – контрольная работа, зачет.


Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего Контактная работа с преподавателем Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1 курс
1. Тема 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации - -
2. Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов
3. Тема 3. Программные средства реализации информационных процессов
4. Тема 4. Алгоритмизация и программирование - -
5. Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Тема 6. Антивирусная защита
Всего - -

ТЕМА 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации

Понятие информации, информационных процессов, информационной системы в УИС. Информационная деятельность сотрудника УИС в процессе выработки управленческих решений. Замкнутые и разомкнутые информационные системы управления, назначения обратной связи. Формы представления и свойства информации. Количество информации. Меры и единицы измерения количества и объема информации. Системы счисления. Позиционная система счисления. Связь чисел двоичной системы счисления, десятичной и шестнадцатеричной. Арифметические операции в двойной системе счисления. Логические основы вычислительной техники. Алгебра логики. Логические функции. Базовые логические операции.

Используемая литература: .

В учебнике приводятся основные понятия по информатике и информационным технологиям, описаны принципы работы с современными прикладными программными средствами в Интернете. Особое внимание уделено законодательной и технической защите от несанкционированного доступа, средствам антивирусной защиты. Приводятся подробные пояснения, советы и рекомендации по практической работе с описываемыми средствами и технологиями. В конце каждой главы содержится перечень контрольных вопросов и заданий, позволяющих самостоятельно проверить качество усвоения изложенного материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Изучив эту тему, вы узнаете: что такое информационная технология и ее инструментарий; как соотносятся между собой информационные системы и информационные технологии; каковы этапы развития информационной технологии.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Материальная и информационная технологии Слово «технология» происходит от греческого techne, что в переводе означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Технология материального производства Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей тем или иным потребностям человека или системы.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии - производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Информационная технология В современном обществе основным техническим средством технологии обработки информации служит персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и использование телекоммуникаций определило новый этап развития информационной технологии - компьютерный. К этим же технологиям относятся коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно: телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Принципы компьютерной информационной технологии интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; интеграция с другими программными продуктами; гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. Понятие информационные компьютерные технологии замещается понятием «информационные технологии». Это связано с тем, что практически любая информационная технология стала немыслимой без компьютеров и специализированного программного обеспечения.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Инструментарий информационной технологии Технологический процесс материального производства реализуют с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т. п. В роли технических средств производства информации выступает аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их участием первичная информация перерабатывается в информацию нового качества. Инструментарий информационной технологии - это совокупность программных продуктов, установленных на компьютере, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. К инструментарию можно отнести, например, все известные программные продукты общего назначения: текстовые процессоры, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари и т. п.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Информационные технологии и информационные системы Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций и действий над данными, хранящимися на компьютерах. Ее основная цель - получить необходимую для пользователя информацию в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Информационная система - это среда, составляющими элементами которой являются работники, компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, различного рода технические и программные средства связи. Ее основная цель - хранение, обработка и передача информации. Информационная система представляет собой систему «человек-компьютер» для обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по переработке информации, в большинстве случаев - при помощи компьютера. Информационная система служит для поддержки принятия решений человеком, который для получения необходимой информации должен владеть и умело применять компьютерную информационную технологию.

    10 слайд

    Описание слайда:

    История развития информационной технологии Первый этап (до второй половины XIX века) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляют: перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются ручным способом, с помощью почтовой пересылки писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

    11 слайд

    Описание слайда:

    История развития информационной технологии Второй этап (с конца XIX века) - «механическая» технология, инструментарий которой составляют: пишущая машинка, телефон, фонограф, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

    12 слайд

    Описание слайда:

    История развития информационной технологии Третий этап (40-60-е годы XX века) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии. С формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.

    Информационные технологии

    Информацио́нные техноло́гии (ИТ , от англ. information technology , IT ) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных , в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

    Согласно определению, принятому ЮНЕСКО , ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

    Основные черты современных ИТ:

    • Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов ;
    • Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
    • Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

    Дисциплина информационных технологий

    В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение , а ещё ранее печатное дело.

    Отрасль информационных технологий

    Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем . Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов .

    История

    Начало развития - с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

    Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

    Технологический потенциал и рост

    Гильберт и Лопес отмечают экспоненциальный рост технологического прогресса (своего рода закон Мура) как увеличение удельной мощности всех машин для обработки информации в два раза на душу населения каждые 14 месяцев между 1986 и 2007 годами; глобальный потенциал телекоммуникационных возможностей на душу населения удваивается каждые 34 месяца; количество внесённой информации в мире на душу населения удваивается каждые 40 месяцев (то есть каждые три года), а трансляция информации на душу населения имеет тенденцию удвоения примерно каждые 12,3 года .

    Использование информационных технологий в бизнесе

    Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется в следующем: 1) ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса; 2) в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет, поэтому любой компании надо иметь стратегию для новой реальности; 3) если у компании нет подобной стратегии - у неё нет будущего. .

    Информационные технологии как инструмент повышения эффективности основного бизнеса необходимо использовать продуманно и взвешенно. Положительный эффект достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря. .

    Статистика по России

    Согласно данным, собранным Тимуром Фарукшиным (директором по консалтингу IDC в России и СНГ) за 2010 год , по денежным расходам на ИТ-оборудование, Россия входила в первую десятку ведущих стран мира, уступая развитым странам Западной Европы и США в 3-5 раз по расходам на ИТ-оборудование на душу населения. Значительно меньше тратится в России на покупку программного обеспечения на душу населения, в этом пункте расходов Россия отстаёт от США в 20 раз, от ведущих стран Западной Европы - в 10 раз, а от среднемирового показателя - на 55 %. По оказанию ИТ-услуг за 2010 год Россия заняла лишь 22 место и уступила среднемировому показателю на 66 % .

    По оценкам ИТ-специалистов, основной проблемой развития ИТ-технологий в России является цифровой разрыв между различными российскими регионами. По статистике 2010 года отставание в этой области таких регионов как Дагестан и Ингушетия , по сравнению с Москвой , Санкт-Петербургом , Томской областью , Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по отдельным показателям даже имеет тенденцию к увеличению. Поскольку недостаток ИТ-специалистов и общий образовательный уровень населения в отстающих регионах по сравнению с передовыми, в 2010 году уже достигал соотношения 1/11,2; несмотря на то, что доступ школ к интернету отстающих и передовых регионов имел меньшее соотношение - 1/2,2 .

    Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США (1.096.112.600.000 $)

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    • Информационная технология по ГОСТ 34 .003-90
    • Сайт ООН Информационно-коммуникационные технологии

    Известно, что слово информатика ("Informatique") впервые было введено в научную терминологию французскими учеными в начале 1970-х годов. В англоязычных странах параллельно используется термин "computer Science" - компьютерная наука.

    Создание и широкое использование в повседневной жизни современного общества новейших технологий сбора и обработки информации, различных информационно-поисковых, моделирующих, аналитических и управленческих систем обусловили возникновение интересного и значительного феномена, характерного для новейшей истории человечества. Совершенствование средств вычислительной техники, систем телекоммуникаций и информационных технологий не только в полной мере проявляет свою производственную, технологическую и социальную полезность, улучшая условия нашего труда и быта, они радикальным образом меняют саму природу человеческих и производственных отношений в современном обществе.

    На данном этапе становления и развитие новой научной дисциплины, способной формулировать и изучать основные закономерности процесса информатизации современного мира, объективной и настоятельной необходимостью. Информатика возникла в рамках современных теорий управления сложными динамическими процессами и была призвана добавить теориям практической направленности, ориентированной на создание научных основ функционирования сложных информационных систем, основанных на широком использовании новейших технологий информационного обмена.

    Будучи комплексной научной дисциплиной, информатика изучает все аспекты проектирования, разработки и использования систем обработки данных. При этом она выявляет общие закономерности влияния этих систем на различные сферы социально-экономической жизни человека и общества.

    Таким образом, информатика сегодня - это не только теория информационного обмена, не только технология обработки информации и информационных потоков, это целая социально-технологическая инфраструктура, которая органично переплетается с социальной сферой и оказывает на нее все более существенное влияние. Изучение природы и методов воздействия новейших информационных технологий на социальную сферу современного общества сегодня является основным компонентом информатики как комплексной научной дисциплины. Расширение применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций заметно меняет общее социальная среда современного общества, расширяя при этом горизонты научных и практических знаний, стимулируя процессы совершенствования информационных технологий. Такой взаимное влияние обусловливает стремительное развитие всей информационной инфраструктуры общества, что, в свою очередь, является мощным ускорителем развития новейших средств информационного обмена.

    Информатика стала частью нашей повседневной действительности. Сегодня она меняет не только материальные основы многих социально-экономических и научно-технических процессов, но и наши представления об окружающем мире, о формах и методах его познания. Информатику в равной степени можно отнести и к прикладным, и к фундаментальным наукам. Такая неоднозначная классификация вытекает из самой природы возникновения и развития информатики как сложной совокупности общетеоретических и прикладных научных дисциплин.

    С одной стороны, информатику можно рассматривать как фундаментальную, природную науку, изучающую структуру и общие свойства информации, вопросы, связанные с процессами сбора, хранения, передачи, преобразования и использования информации. Информатика является естественной фундаментальной наукой, поскольку определяет единые, общие законы обработки информации для различных сфер деятельности человека. Эти законы имеют общенаучный характер и одинаковые проявления в самых различных областях научных знаний.

    С другой стороны, информатика имеет ярко выраженные прикладные аспекты, связанные с функционированием вполне конкретных информационных технологий и систем, ориентированных на удовлетворение прикладных информационных потребностей человека и общества. В этом смысле информатика формулирует вполне конкретные методы и правила проектирования и создания систем обработки информации, технологии использования этих систем для решения прикладных задач автоматизации рутинных вычислительных и логических процедур.

    В связи с многогранностью и многовариантностью понятия информатики любое упрощенное определение будет содержать лишь наиболее общие черты, отражать суть понятия без учета его предметной области. С точки зрения предметной области информатику следует понимать как науку, изучающую компьютеры, принципы их построения, работу и практическое применение для обработки информации. Кроме этого, информатика изучает вопрос теоретических и практических аспектов проектирования вычислительных систем, электроники, математики и логики. Диапазон предметной области информатики определяется от технологии разработки программного обеспечения, программирование и архитектуры компьютерной техники к искусственному интеллекту и робототехнике.

    Часто термином "информатика" обозначают совокупность фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы накопления, обработки, представления и передачи информации с помощью определенных технических средств.

    Ядро информатики как прикладного научного направления составляет информационная технология - совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются самые разнообразные операции по обработке данных. Иногда информационные технологии называют компьютерными технологиями, а также прикладной информатикой. Решающее значение для прикладной информатики имеют непосредственно средства вычислительной и телекоммуникационной техники, в частности, компьютер как техническое устройство, предназначенное для обработки информации.

    Обобщающее определение информатики, которое отражает в наиболее краткой форме ее основные черты, можно сформулировать следующим образом: информатика - это наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности ее создания, передачи и использования в различных сферах деятельности человека и общества.

    Прикладной целью информатики является разработка более эффективных методов использования информационных потоков и определения путей оптимизации процессов практического использования разнообразной информации.

    Главной функцией информатики является обоснование средств и методов технологического обеспечения информационных процессов, а следовательно, качественное изменение природы их течения на основе применения современных средств вычислительной и телекоммуникационной техники, математического моделирования и программного управления.

    Любой из научных направлений призван производить и систематизировать объективные знания о действительности с целью их описания и объяснения, формулировать и объяснять основные закономерности, составляющие предмет его изучения. Относительно информатики можно утверждать, что объектом изучения данной научной дисциплины является разнообразная информация во всех ее видах из всех сфер жизнедеятельности современного общества.

    Информация * зарождаясь и существующие в пределах какой-либо области человеческой деятельности, приобретает узкоспециального отраслевого характера. В процессе изучения такого рода информации вырабатываются специфические методы ее представления и обработки. Это обусловливает разделение информатики на некоторые прикладные научные направления. Данные направления существуют в зависимости от вида и общественного назначения информации, рассматривается в них. Объектом изучения таких "специальных" разделов информатики есть разные типы "специальной" информации, а предметом - закономерности информационного обслуживания в пределах той или иной системы социальной коммуникации.

    С общетеоретического точки зрения для информатики не имеет значения конкретный смысл информации. Объектом изучения информатики в данном контексте информация как таковая, а предметом - информационные процессы, то есть процессы сбора, хранения, обработки и распространения информации, а также способы управления данными процессами и общие закономерности влияния информационных процессов на характер социальных коммуникаций в обществе в целом.

    В современных условиях информационные системы - это сложные взаимосвязанные вычислительные и телекоммуникационные системы, объединенные в локальные и глобальные вычислительные сети, призванные удовлетворять непрерывно растущие информационные потребности общества.

    За последние годы выработалась устойчивая тенденция к объединению традиционных функций управления с функциями управления информационными ресурсами и информационными системами предприятий и учреждений. Процесс слияния этих функций в единую управленческую систему обусловлен потребностью в новых, более совершенных методах и приемах обработки информации в повседневной деятельности управленческого персонала. Он объективно обусловлен технологической революцией в области вычислительной техники, что способствовало демократизации и доступности информационных систем, превратив миллионы конечных пользователей этих систем на информационных менеджеров.

    С учетом изменений в архитектуре построения информационных систем и в принципах организации информационных технологий в современном обществе меняется характер взаимоотношений персонала в процессе осуществления производственной деятельности, как в рамках отдельного предприятия, так и в экономике в целом. Важнейшая роль информационных систем и технологий будет и впредь состоять в обеспечении необходимого уровня обслуживания клиентов и пользователей данных систем посредством интеграции различных информационных ресурсов.

    Поэтому дальнейшее рассмотрение вопросов информатизации современного общества, применения новых информационных технологий и построения на их базе современных информационных систем требует четкого определения таких базовых понятий информатики, каковы информационная технология и информационная система.

    В современных условиях технологии сбора и переработки информации ориентированы на создание сложных вычислительных систем. Целью создания таких систем является не только накопления и хранения информации, они призваны максимально сблизить исполнителя и руководителя, который обязан принимать управленческие решения, - с одной стороны и информационные хранилища - с другой, где бы они ни находились, в любой момент времени. Кроме беспрепятственного доступа к информации, новые технологии информационного обмена предоставляют управленцу возможность применять принципиально новую методологию оптимизации процесса в принятии решений.

    Информационная технология - это целенаправленная организованная совокупность различных информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, которая обеспечивает высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, распределение данных, возможность доступа к источникам информации независимо от места их расположения.

    Понятие "система" в научно-технической литературе используется для определения совокупности взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата. В информатике принято различать такие виды систем: система управления, автоматизированная система управления, автоматизированная информационная система, автоматическая информационная система и т.д.

    Информационная система - это коммуникационная система, построенная на основе применения современных информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и распространение информации об определенном объекте и предоставляют работникам разного уровня информацию, необходимую для реализации их основных функций и принятия управленческих решений.

    Как видно, понятие "информационная технология" и "информационная система" достаточно тесно связаны между собой. Основная же их отличие заключается в том предметной области, которую каждый из них определяет. Понятие "информационные технологии" включает в себя конкретные реализации наиболее общих функций по сбору, обработке, передаче и распределению информации независимо от организационной структуры предприятия или учреждения. В свою очередь, информационная система - это определенная совокупность различных информационных технологий, ориентированная на непосредственные нужды конкретного потребителя этих технологий.

    Сегодня существует достаточное количество технологий сбора информации, которая может быть представлена в самом разнообразном виде (текстовая, специализированные и универсальные структурированные базы данных, графическая информация, видео-и аудиоматериалы и т.д.). Существует также многочисленный перечень технологий хранения и обработки собранной информации. Независимо от вышеназванных технологий известно множество способов передачи и распространения информации, которые, основываясь на современных средствах телекоммуникаций, способны оперативно передавать данные любых форматов и объемов на значительные расстояния и с высокой скоростью. Эти структурно независимые, разрозненные технологии, хотя и имеют впечатляющие возможности и высокие эксплуатационные показатели, способные решать только конкретное, иногда достаточно ограниченный круг задач.

    В рамках любого предприятия или учреждения, которые поставили перед собой цель максимально использовать возможности, предоставляемые данным технологиям в комплексе, следует говорить о построении на их основе специализированных информационных систем, которые содержат в своем составе как отдельные элементы подсистему первичного сбора информации, ее хранения и обработки, передачи и распространения информации. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, содержит мелкие подсистемы, основанные на применении тех или иных современных информационных технологий. Например, для сбора первичных данных могут быть использованы самые разные технологии. Текстовая информация может быть введена в компьютер с помощью таких методов и приемов;

    ручной ввод текстовой информации;

    сканирования и распознавания отсканированных текстов;

    автоматизированный перевод текстов;

    автоматизированная проверка орфографии.

    Ввода графической информации может быть осуществлено несколькими способами:

    ручной ввод графической информации;

    сканирования и дальнейшее ручная или машинная редактирования отсканированных изображений;

    получения и редактирования графических изображений (точки, линии, основные геометрические фигуры) программным путем.

    Перечень конкретных способов и методов сбора, хранения, обработки и распределения информации может быть продлен, но он полностью зависит от конкретных потребностей и задач, стоящих перед учреждением или предприятием. Специфика их деятельности и определяет схему построения конкретной информационной системы, которая работает на данном предприятии или организации. Сегодня наиболее распространенной является информационная система, построенная по вышеуказанной методологии.

    Итак, современные информационные технологии целесообразно рассматривать в соответствии с решением конкретных задач, то есть как элементы, составляющие некоторую информационную систему.

    Построение и использование информационных систем на базе современных информационных банковских технологий, технологий в производственной и социально-экономической деятельности способствует повышению эффективности труда и обеспечивает принципиально новый уровень и новое качество управления. В этих условиях коренным образом меняются технологии организации информационных процессов внутри самых разнообразных по своей экономической и организационной сути структур производственно-хозяйственной деятельности. Процесс управления в условиях применения информационных систем основывается на новых подходах, на принципиально новых экономико-организационных моделях, отражающих структурно-динамические свойства управляемого объекта. Кроме этого, применение методов информационно-кибернетического синтеза для исследования сложных социально-экономических объектов позволяет построить адекватные реальному миру модели и с точной достоверностью прогнозировать поведение моделируемого объекта, в реальной ситуации. Это дает возможность осуществлять эффективное управление всеми процессами, происходящими внутри объекта, и процессами его взаимодействия с окружающим миром.

    По применению информационные системы можно условно разделить на следующие классы:

    информационные системы управления банковскими процессами - осуществляют управление в системе электронных платежей и электронного ведения корреспондентских счетов, учета и документооборота;

    информационные системы управления технологическими процессами - осуществляют управление технологическим оборудованием во взаимосвязи с конкретными производственными циклами и процессами;

    информационные системы управления организационными процессами - многоуровневые системы, обеспечивающие информационную поддержку управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими процессами на всех уровнях экономической жизни общества;

    информационные системы управления научными исследованиями - обеспечивают информационную поддержку расчетов и научных экспериментов;

    информационные системы автоматизированного проектирования и конструирования - обеспечивают информационную, техническую и технологическую базу для выполнения проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ;

    учебные информационные системы - обеспечивают информационную и методологическую основу прогрессивных способов получения знаний, полезных навыков и повышения квалификации.

    Кроме этого, необходимо различать автоматизированные и автоматические информационные системы:

    а) автоматизированные информационные системы - это системы, работа которых характеризуется наличием как ручных операций (как правило, ввод исходной информации), так и автоматических, выполняемые с помощью средств вычислительной техники;

    б) автоматические информационные системы - это системы, в которых все функции

    сбора, обработки и распределения информации выполняются автоматически.

    В современных банках, учреждениях и организациях, как правило, применяются автоматизированные информационные системы, поскольку доля ручной обработки входного потока информации еще достаточно велика. Полная автоматизация применяется в основном для осуществления управления банковскими операциями, производственными и технологическими процессами на промышленных предприятиях, транспорте, в энергетике и т.д.

    Современные требования к уровню информационного обеспечения управленческой деятельности требуют принципиально новых подходов в решении организационных.

    технических и технологических проблем. В связи с этим необходимо отметить наиболее значимые факторы, определяющие эффективность создания и использования новых информационных систем:

    Наличие научно обоснованной программы построения информационной инфраструктуры экономического объекта;

    постановка и решение конкретных задач управления информационными и технологическими процессами с учетом заданных критериев эффективности;

    создание условий организационно-функционального взаимодействия отдельных структурных звеньев экономического объекта;

    соответствие уровня технического оснащения информационных процессов уровню модели информационного взаимодействия внутри экономического объекта;

    активное участие широкого круга специалистов в системе информационного обеспечения для принятия управленческих решений на различных иерархических уровнях управленческой структуры.

    Сегодня практически любой руководитель предприятия или учреждения все более отчетливо осознает настоятельную необходимость использования современных технологий обработки информации. Развитие и выживание предприятий в условиях жесткой конкуренции невозможно без расширения сфер применения современных информационных технологий. Поэтому руководство учреждений и предприятий должно уделять значительное внимание развитию информационной инфраструктуры, а также непосредственно участвовать в разработке планов информационной стратегии банка или предприятия.

    Не секрет, что довольно часто вопрос согласования планов хозяйственной деятельности и планирования информационных систем в рамках одной хозяйственной единицы считаются абсолютно самостоятельными, а их взаимосвязь определяется только непосредственными затратами на приобретение и развитие средств автоматизации производственных процессов. Указанный подход, даже при высоком уровне финансового обеспечения информационной инфраструктуры учреждения, заранее делает весьма сомнительной ожидаемую отдачу от вложенных средств в информационное обеспечение такого учреждения. Только тогда, когда оба процесса планирования объединяются в единый процесс, формируя при этом устойчивую и согласованную позицию руководства банка или предприятия и специалистов информационных систем по стратегии корпоративного развития, можно достоверно прогнозировать реальные положительные результаты от применения средств вычислительной и телекоммуникационной техники.

    Именно поэтому планирование информационной инфраструктуры любого банка, предприятия или организации как составной части планирования общей хозяйственной деятельности является важнейшим этапом определения стратегии их развития в разных направлениях и на разную перспективу. В условиях растущей сложности практически всех видов экономической деятельности, усложнение и рост наукоемкости технологических процессов правильная постановка процесса планирования корпоративных информационных систем является важнейшим условием выживания любого субъекта хозяйственной деятельности в современных условиях.

    Правильно настроенный процесс планирования информационной инфраструктуры обеспечивает реальные выгоды, опираясь на которые можно более рационально использовать информационный потенциал банка, предприятия или учреждения для достижения основных целей экономической деятельности и развития экономики государства в целом.